google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Корявые ягоды у клубники. Возможные причины.

среда, 7 августа 2013 г.

Корявые ягоды у клубники. Возможные причины.

Многие садоводы сталкивались с проблемой появления мелких и уродливых ягод клубники. Когда таких ягод одна-две, то в этом нет ничего страшного, но когда их образуется очень много, то нормальный урожай клубники оказывается под угрозой. Сталкивался с этим и я, но, к счастью, мне удалось найти причину, и избавиться от этой напасти.

С подобным вопросом обратилась ко мне мой друг-садовод по интернету Галина, и мы вместе попытались разобраться в ее конкретном случае.

Я решил опубликовать наши соображения, потому что это может показаться интересным и полезным другим садоводам. Привожу нашу с Галиной переписку почти без сокращений.

Галина
Виктор, спасибо, что приняли моё предложение. Вот теперь можно нормально общаться.

С вашего разрешения показываю фоты моих ягод и кустов. Правда фото с ягодами не очень чёткое, но и на нем видно, что ягода вся корявая. 

Корявые ягоды клубники

Корявые ягоды у клубники
Корявые ягоды у клубники
Кусты у меня сортовые, молодые. Но прихожу к выводу, что если не найду причину деформации ягод, то придётся удалять всю плантацию. Обращалась в сообщество «А…»,но конкретного ответа никто не дал. Вся надежда на Вас!

Виктор
А фото, не ягод, а кустика есть?

Галина
А на втором фото кустик!

Клубника на участке


Клубника на участке Галины
Клубника на участке Галины
Галина
А было время, когда собирала вот такие ягоды!

Здоровая ягода
Здоровая ягода
Виктор
Нелегко разбираться заочно, но интересно. Кое что понятно, но еще несколько вопросов, если вы не против.

Уродливые ягоды только один раз такие или несколько сезонов?

До какого возраста держите кусты?

Как часто и насколько обильно поливаете?

Какие подкормки делаете? И сколько раз за сезон?

Соблюдаете ли культурооборот для клубники с учетом хороших для нее предшественников?

Пока после просмотра фото впечатление следующее.

Кусты здоровые, особых болезней не вижу, но слабоваты. Поэтому причина множества плохих ягод может быть в плохом формировании или повреждении зачатков цветочных почек, или в недостатоке питательных веществ и воды для нормального развития куста, что не дает ему завязать хорошие ягоды. Ваши ответы на мои вопросы многое прояснят.  Хотя большим знатоком я себя никак не считаю. В одном почти уверен, удалять всю клубнику причин нету. Пока что.

Галина
Конечно я не против!

Буду отвечать по порядку.

Раньше ягода была хорошая, уродливая стала уже года 4, причём не только в этом месте, но и на другой грядке.

Кусты держу на одном месте 3-4 года. Вот этот участок на фото посажен в 2010 году на лугу, т.е. до клубники ничего не росло. Может быть поэтому они ещё такие слабенькие. Им тут годик.

Уход за клубникой всегда был одинаков - после сбора урожая срезаю всю листву, проливаю фитоспорином, марганцовкой. Потом обкладываю перепревшим навозом (держим кроликов). Новые листочки отрастают быстро. Так она и зимует. Зимы у нас суровые, но и снега оооочень много.

По весне почищу грабельками, пролью коровяком и два раза просыпаю золой.

Поливаем её по мере необходимости воздушно-капельным путём и по рядкам холодной водой из скважины. Ну, вот в этом году поливали мало, т.к. у нас больше месяца была жара +30 и совсем без дождей. Наличие воды оставляло желать лучшего. Но такая ягода получается независимо от количества полива.

Вроде ответила на все вопросы.

Я сама много анализировала. Правильно вы пишете - кусты здоровые, злостных болезней нет. Я грешила на живность. Читала и про долгоносика - думала он вредит. Такое ощущение, что недоразвита серединка ягоды. Около цветоноса ягода полная, налитая, а дальше кончик сухой и жёсткий.

Грешила на то, что срезаю по осени листву. Но пишут, что на листьях за лето появляется много живности, поэтому их желательно удалять. Год удаляла, год не удаляла - разницы нет.

Короче - клубника это моя многолетняя головная боль, вот теперь и Вас заморочила. Ну вместе веселее!

Да, вот еще, размножаю её усами, а не делением старого куста. Несколько сортов выписывала, кое-что покупала в Москве на ВДНХ.

Виктор
Что же, давайте порассуждаем о причине проблемы.

Думаю, следует отталкиваться от того, что вы сказали – уродливые ягоды начали появляться года 4 назад, а до этого было более-менее все в порядке. Это многое проясняет.

Во-первых, повреждения осенними и зимними морозами (так было у меня) зачатков цветочных почек можно сразу отмести, потому что уродливые ягоды у вас появились только 4 года назад, а у меня так было постоянно.

Раньше на моем участке тоже было много уродливых ягод, и кусты долго отходили после зимы, болели и были слабоваты. Оказалось, что еще осенними (а может зимними) заморозками, когда нет еще снега, повреждались зачатки цветочных почек и кусты в целом (особенно корни). После того как я стал укутывать кусты хвоей ранней осенью уродливых ягод не стало.

Во-вторых, поражение болезнями (на фото их, практически, нету) и вредителями (а такие повреждения наносит определенного вида клоп) тоже можно не рассматривать. Уж вы бы клопов заметили, да такие повреждения и не носят массовый характер. А долгоносик вообще вредит не так.

В-третьих, сорта нормальные, потому что раньше-то плодоносили.

В-четвертых, не вдаваясь в детали – агротехника (уход, поливы и т.п) в основном удовлетворительная, по той же причине, раньше-то урожаи были.

На ваших фото, тем не менее, видно, что кусты клубники заметно угнетены, даже несколько слабоваты. Для сравнения привожу фото моего кустика-однолетки. он выглядит гораздо мощнее ваших.

Кустик -однолетка (прошлогодний ус)
Кустик -однолетка (прошлогодний ус)
Вывод прост, для формирования нормальных ягод у клубники просто не хватает сил (говоря ненаучно), и они получаются уродливыми – так бывает. Самое важное, нужно определить, почему это происходит в течение именно последних 4 лет?

У меня на первом месте такое предположение – в последнее время клубника у вас высажена и растет на неподходящих для нее местах, предположительно на фоне некоторого дефицита бора в почве. А клубника, знаю по своему печальному опыту, очень сильно реагирует на то, какие на месте посадки были предшественники, если хорошие - то она и растет хорошо, а если плохие - то может болеть и даже погибнуть. Поэтому при таком же уходе кусты не могут нормально развиваться и тем более плодоносить.

Некоторые мои субъективные советы, которым следовать не обязательно.

Я поливаю два раза в неделю и очень обильно, клубника водичку любит. И если нет болезней, то срезать все листья необязательно – это ослабляет растения и затрудняет ему подготовку к следующему году.

Как бы я поступил в вашем случае?

Старые посадки удалять бы не стал, а попытался улучшить уход за плантацией – более тщательные поливы, обязательные рыхления, подкормка бором и микроэлементами и т.п. Возможно, удастся еще получить на следующий год с нее урожай.

А новые посадки заложил бы немедленно на новых подходящих местах с непременным учетом предшественников. Про них здесь писать не буду, написано на моем блоге подробно.

Желаю удачи! Посмотрим, как у вас пойдут дальше дела с клубникой. Мне очень интересно, так что пишите.

Галина
У Ваших кустиках много листьев, но они тонкие. У моих листья толстые, но их мало, но может быть это особенности сортов?

Виктор, спасибо за такой детальный разбор. С Вашими выводами я согласна частично.

Может быть, я кусты и не докармливаю. Был горький опыт (лет 20 назад), делала новую грядку и заложила кроличьим навозом. Кусты были до колена, ягод – шиш! Теперь боюсь много лить органики. Но, мне кажется, если дело в слабости кустов, то ягода просто была бы мелкая, и её было бы мало. Но ягод-то много!

Я всё-таки склоняюсь к версии с клопом. Буду бороздить инет. А у этой грядки предшественником был клевер луговой. Я знаю, что его используют как сидерат. Вот на счёт бора - спасибо, буду думать.

И ещё интересная версия - в августе не обрезать листья. У нас это не обсуждается - все режут. Хотя я заметила - этой зимой вымерзло несколько кустиков земляники мелкоплодной, именно те, с которых обрезала листву. В этом году решила на ней листья не срезать. А вот на счёт клубники вопрос.

Прочитала Вашу заметку - клубника в августе. Вы там пишете, что по мере подрастания новых, молодых листьев клубники, оставшиеся старые и больные продолжаю удалять. Значит, всё-таки убираете старую листву, только постепенно? А я сразу срезала всё. Новая успевает вырасти до снега. Буду думать.

Виктор
Да, старые листья убираю постепенно, и только больные, так клубнике легче. Резать сразу все - это большой стресс для растения, хотя и я так делаю, но редко и только тогда, когда из-за погоды болезни одолевают клубнику очень уж сильно.

Насчет неудачного места я предположил, потому что проблемы у вас начались 4 года назад, а раньше было все в порядке.

Я повторю, что мои рассуждения ни коим образом не претендуют на научную достоверность. Я такой же дилетант, как и вы!

Про клопа я только читал, у меня такой гадости, к счастью, нету!

Клоп-слепняк


Клоп-слепняк
Клопы-слепняки
Взрослые особи (имаго) клопа-слепняка небольшого размера, всего 6 мм в длину, имеют зеленовато-серую или темно-бурую окраску. Сверху окраска тела матовая, с мелкой пунктировкой. Усики вдвое короче тела. Взрослые особи клопа-слепняка характеризуются заметным желтым или бледно-зеленым «V» на щитке.

Взрослые особи клопов-слепняков вредят тем, что высасывают сок из листьев растений, в частности земляники садовой. Появление клопов-слепняков на посадках земляники можно определить по появлению маленьких пятнышек на листьях. Постепенно пятна увеличиваются в размерах, на их месте образуются дырки. Листья земляники в местах поражений скручиваются и загнивают.

Клопы-слепняки откладывают яйца в цветках земляники садовой, и внешне их довольно трудно обнаружить.

Нимфы клопа-слепняка кормятся на молодых ягодах земляники. Ягоды, поврежденные нимфами клопа, внешне напоминают кошачью мордочку. Деформация ягод земляники происходит из-за того, что нимфы клопа-слепняка разрушают развивающиеся эмбрионы в семянках (семенах) на самых ранних стадиях развития плода. Это препятствует росту тканей плода вокруг поврежденных семянок. Повреждения возникают практически всегда на кончике ягоды.

Клопов-слепняков можно отвлечь на растения-ловушки. Например, люцерна для клопов-слепняков предпочтительнее земляники.

Справиться с клопами-слепняками помогут также наездники-бракониды. Это небольшие насекомые, которые откладывают свои яйца в тело личинок некоторых жуков: долгоносиков, майских жуков, клопов-степняков. Личинки наездников-браконидов начинают развиваться, и тем самым убивают свою жертву.

А про бор знаю давно, но у меня и с этим все в порядке, а вы присмотритесь.

Симптомы недостатка бора


Симптомы недостатка бора
Симптомы недостатка бора
Симптомы недостатка бора можно наблюдать как на листьях, корнях, так и на плодах земляники. Определить дефицит бора можно по листьям: сильное искривление молодых листочков, листочки начинают заворачиваться вверх, у старых листьев по краю появляется желтая кайма, а корни становятся кряжистыми. Молодые плоды не развиваются.

Для устранения борного голодания в посадки земляники садовой вносят бор в почву в виде борной кислоты или буры. Это можно сделать весной, смешивая микроудобрения с измельченной почвой при рыхлении или мелким песком.

Внести бор можно и в июне, когда начинается формирование ягод. В воду для полива или опрыскивания земляники садовой добавьте борную кислоту или буру. Микроэлементы вносятся из расчета 5 г на 10 л воды. Борную кислоту предварительно растворяют в одном литре горячей воды и вливают в основной раствор.

Конечно, лучше пробовать все варианты, что вы собственно и делаете! Возможно дело не в одной одной причине, а в сочетании сразу нескольких факторов! Думаю, с вашим упорством и желанием рано или поздно вы переломите ситуацию! Удачи вам!


Галина
Клопа такого я никогда не видела, хотя неразвитость кончика ягодки подходит под Ваше описание - повреждения возникают практически всегда на кончике ягоды, хотя дырок на листьях нет. Загадка какая то

"Сталкивался с этим и я, но, к счастью, мне удалось найти причину, и избавиться от этой напасти." - а какая причина была у Вас?

Виктор
Причина у меня была - осенние заморозки. Они у нас почти всегда до выпадения снега. Иной раз 15 градусов и ниже. Куст не гибнет, а зачатки цветочных почек (они закладываются еще с осени) повреждаются. И все! Весной укрывай цветки от заморозков, не укрывай - ягоды все равно уже вырастали почти все уродливые и мелкие. Как стал укутывать хвоей, как бы окучиваю кусты этой мульчей, то неприятности прекратились! Я был очень удивлен и обрадован, даже сначала не поверил, что все так просто, ведь несколько лет мучился. Что только не делал! Но с тех пор уродливых ягод не стало! Какая морозная и бесснежная осень (и зима) бы ни была! Уже лет семь-восемь, как этой проблемы нет. Само собой, укрывание хвоей - теперь это у меня первое дело! Иначе в нашей местности никак!

Галина

Что-то я плохо себе представляю - это сколько надо хвои, чтобы окучить кусты! Может быть проще накрыть укрывным или лапником или ветки не годятся? Ещё вопрос - хвоя закисляет почву. Судя по тому, какие у Вас урожаи, чем-то Вы её раскисляете?
Я почему так подробно спрашиваю - попробую осенью закрыть кусты. Может быть...

Виктор
У меня до соснового бора от участка 300м. Нагрести старой хвои нетрудно, за полчаса-час управляюсь. Расход хвои - примерно мешок на грядку 5 кв.м.  Т.е. всего мне требуется 10-12 мешков за сезон. Как раз столько входит в багажник авто.

Хвоя потом уходит под перекопку и улучшает структуру моего очень тяжелого грунта на участке. Вы правы, при этом немного закисляется почва. Но клубнике это не помеха, мне все равно из-за заражения плантации клещем приходится менять посадки чаще, чем обычно, через 2-3 года, редко 4. А после клубника возвратится на старое место только лет через пять, после культурооборота овощей.

За это время почва успевает восстановиться, к тому же под некоторые овощи я добавляю золу, иногда известь пушонку. Последние лет восемь делаю так, и признаков закисления почвы не замечал.

Конечно, есть и другие способы укрытия клубники на зиму, но я их не использую за ненадобностью, и такого опыта у меня нет. Пробуйте. Я постоянно на небольших участочках что-нибудь пробую – другие сорта, новые для меня элементы агротехники и т.п. То, что себя оправдывает именно в моей местности – применяю.


У всех ведь все по-разному. Даже в разных окрестностях нашего города и то климат очень сильно разнится, к сожалению, мой дачный участок расположен, пожалуй, в наихудшем районе. Но ничего, приспосабливаемся. Жалко, клеща вывести невозможно, потому что заражена вся округа, приползает снова, но даже с этим я смирился, только не даю ему сильно нарастить популяцию, и большого влияния на урожай зловредный клещ не оказывает. Удачи!

Галина
Виктор, спасибо, что помогаете разобраться с моей ягодой.

Сосны у нас почти нет, кругом растёт ёлка, пихта и можжевельник. Хвои хватает.
А августе буду делать новую грядку и обязательно воспользуюсь Вашими советами.
Сегодня обсуждала наш разговор с подругой-дачницей. У неё такая же проблема, но в меньшей степени. Дружно решили укрывать на зиму посадки лапником и укрывным. Говорят на некоторых участках гуляет какой-то клоп. Дырки делает в листьях. Вот только этого ещё не хватало.

Но вот интересно, что заметила. Первая ягода было корявая, а сейчас ягодка идёт мельче, но ровная. Вот и думай тут - гадай.

Виктор
Новые грядки я стараюсь закладывать как можно раньше (даже в июле), как только подрастают первые усы. Так они лучше подготавливаются к зиме и на следующий год уже дают урожай.

Дырки может делать как раз клоп слепняк.

«Первая ягода было корявая, а сейчас ягодка идёт мельче, но ровная.» - это говорит в пользу частичного повреждения зачатков цветочных почек, цветочных бутонов или самих цветков клубники в определенный момент времени - или морозом, или каким-то вредителем. Поврежденные завязи закончились, а новые уже ровные. А то, что она мельче, это нормально – поздняя ягода всегда мельче первой.


Вам не кажется, что дачные загадки иной раз похлеще любого детектива! Столько вариантов! Ничего, все равно проблему уродливых ягод можно (и нужно!) решить! Вопрос только времени!

Использованы материалы сайта
http://floweryvale.ru/our-garden/strawberry-why-fruit-sloppy-.html

15 комментариев:

Unknown комментирует...

Спасибо за консультацию! У меня такая же проблема с клубникой. Второй год посадки клубники стали похожи на высохшие кочки на болоте. Хотя до прошлого года кусты клубники были высотой до 30 см.цветоносы высокие,до 100 ягод на куст, все соседи ходили любовались. Ягоды были крупными, выполненными, сладкими.А сейчас собирать не хочется да и есть тоже. Я с Вашими советами согласна полностью, так как у всех соседей такие же плантации.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Надеюсь вы справитесь с этой проблемой!

наталья комментирует...

Виктор, у вас разные сорта клубники растут рядом или в разных местах? И как у вас с переопылением клубники?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Разные сорта я стараюсь высаживать в разных местах участка, но все равно переопыление иногда бывает. Это проявляется в том, что некоторые ягодки имеют нетипичные для растущего сорта признаки. Но это большого вреда не приносит, ведь я размножаю клубнику усами, и мои сорта за много лет не выродились.

Анонимный комментирует...

Была такая же беда с клубникой(сухой кончик ) у ягодки !Агрономы(несколько разных) уверили что это работа паутинного клеща!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Сухой кончик это тоже неприятная штука. Причин деформированных ягод много, в каждом случае надо тщательно разбираться. Что мы все и пытаемся делать! )))

Анонимный комментирует...


У меня ягоды правильной формы ,а вот урожай желает быть лучим.

Unknown комментирует...

добрый день!обновила плантацию клубники,почти все кустики дали в этом году чудесные крупные ягоды,но вот несколько кустиков были вообще без цветоносов ,это те самые мужские кусты??? одни говорят -удалять,другие -подождать!! что скажите вы??

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Лучше подождать, возможно первый раз не зацвели из-за отставания в развитии. На следующий сезон точно все прояснится.

Unknown комментирует...

СПАСИБО!!!ПОДОЖДУ!!!)))))

Анонимный комментирует...

Здравствуйте
в какой консистенции разбавлять борную кислоту

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я этим не пользуюсь, поэтому подсказывать не рискну.

Елена комментирует...

А в вашей переписке с Галиной Вы написали "5гр на 10 литров воды" :)

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Этот рецепт из интернета, сам я не пробовал.

Unknown комментирует...

Добрый день. Чтобы для Вас не было детективным расследованием приобретите микроскоп в Китае - и не дорого и без загадок обойдетесь. Так будет все видно и понятно. У меня за 10 долларов(есть модели- прищепки на андроид). Анализ займет пару минут.
Используйте в начале завязи у клубники кальций (он помогает обеспечить нормальную подачу воды в листовой аппарат, точку роста и саму завязь).
Через неделю необходима подкормка бором, который в свою очередь устранит корявый плод и опадание завязи.
А если уж завелась живность, то советую попробовать Актофит. Натуральный биологический препарат очень широкого радиуса действия (безвреден для человека, пчел). Для подкормки попробуйте сапропель (как для высадки самой рассады, так и для подкормки взрослых растений), Будете приятно удивлены!Для подкормки по листу используйте CROPMAX.