google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Весенняя подкормка клубники

воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Весенняя подкормка клубники

Клубника  - культура очень отзывчивая на подкормки. Поэтому, чтобы она росла крепкой, здоровой и дала неплохой урожай, каждую  весну я обязательно подкармливаю всю свою небольшую плантацию клубники куриным пометом. Куриный помет – замечательное быстродействующее органическое удобрение, и клубника реагирует на его применение очень хорошо.

Неподалеку от моей дачи располагается птицефабрика, поэтому приобрести куриный помет для меня никаких проблем не представляет. Не удивительно, что его-то в основном я и использую.

Свежий куриный помет
Свежий куриный помет
Я применяю для весенней подкормки клубники раствор свежего куриного помета, но если у вас его нет, то можно использовать другие органические и минеральные удобренияВесенняя подкормка должна быть проведена обязательно в срок.
В  нашей местности (Алтай) пора эта наступает в середине мая. К этому времени кустики уже просыпаются после зимней спячки, и идет активный рост молодых листиков, но цветение клубники еще не началось или только-только начинается

Кусты клубники в середине мая
Кусты клубники в середине мая
Если подкормить клубнику раньше, то эффект будет меньше, потому что много необходимого как раз в это время азота из почвы улетучится и не будет усвоено дремлющими растениями. А если сделать это позже, то клубника на весеннем этапе своего развития вовремя азота не получит, и произойдет замедление роста листьев, бутонов и цветков, что может привести к задержке наступления урожая и даже к его снижению.

На моей даче вся почетная работа с куриным пометом доверена мне. Заблаговременно (за день) я всю плантацию клубники поливаю, или делаю подкормку после прошедшего накануне дождика. Важно, чтобы к этому времени почва была достаточно влажной.

Приготовить раствор для подкормки из свежего куриного помета несложно. Требуется для этого всего-то ведро на 10-12 л и обычная лейка (5-10 л) с которой снят распылитель.  Из бачка с запасами свежего куриного помета специальным ковшиком (ни для чего другого он больше не используется) накладываю в ведро отведенную порцию (0,5-0,7 л), чтобы концентрация раствора получилась 1 к 15-20, и доливаю ведро обычной водой. Воду я беру не из водопровода, а из поливного бака, где находится отстоенная (не хлорированная) вода, причем, не холодная, а нагретая на солнышке.

Затем содержимое ведра я тщательно размешиваю, для этого используются старые грабельки на черенке. 

Разведенный свежий куриный помет
Разведенный свежий куриный помет
Готовый раствор сразу (не настаивая) аккуратно переливаю из ведра в лейку, а уж из нее поливаю грядки клубники.  

Поливаю медленно, не торопясь, равномерно направляя струю раствора между кустиками клубники со всех сторон, но не ближе 5-10 см от каждого растения.

Подкормка клубники
Подкормка клубники
Оставшуюся на донышке ведра гущу вываливаю куда-нибудь под малину или смородину.

Расход раствора для взрослой клубники (двух-трехлетней) составляет одно ведро на 6-8 кустов, а для молодой (однолетней) - 1 ведро на грядочку из 24-26 кустиков. Как только грядка клубники подкормлена, то я набираю в другую лейку чистой воды и прямо сверху обливаю кусты клубники, чтобы смыть случайно попавшие на листики капли раствора.

Работа эта не трудная, и дело движется быстро. У всей процедуры один небольшой минус – весь процесс сопровождается неповторимым и незабываемым ароматом свежего куриного помета. Но меня, например, это нисколько не раздражает. Наверное, я привык к этому запаху еще с моего детства, которое прошло в деревне у дедушки с бабушкой. И помнится, тогда мне в качестве особого поощрения иногда даже доверяли поухаживать за курами и гусями!

Но все-таки при работе с раствором следует стараться не пропадать брызгами на себя. Одежду тоже для этой процедуры желательно одеть специальную. Капли куриного помета при попадании на работника вреда ему, конечно, никакого не принесут, кроме стойкого специфического запаха,  который задержится надолго. Поэтому, после таких работ, всегда для себя готовлю баньку, а рабочую одежду отправляю в стирку.

Зато все неприятные ощущения и запахи куриного помета напрочь забываются, когда видишь результаты такой подкормки. Клубника активизируется неимоверно и начинает расти просто не по дням, а по часам! Кустики выбрасывают множество бутонов, из которых распускаются великолепные цветки клубники. По-моему, ими вполне можно любоваться, особенно, когда знаешь, что из них вырастет! Не успеешь оглянуться, как появляется обильная завязь, а там и первые самые-самые крупные и спелые ягодки! 

Первые ягодки клубники
Первые ягодки клубники
Да и благодаря подкормке урожай в целом тоже не подкачает!

Прошлый год для нашего сложного климата он составил 325 л с 300 кустиков клубники! Ясное дело - это не рекорд, но мне хватило с избытком!

Разовый сбор клубники - около 40 л
Разовый сбор клубники - около 40 л
Чего и всем садоводам желаю! 

46 комментариев:

Людмила комментирует...

Виктор, а на предпоследнем фото ягодки лежат прямо на земле? Не гниют?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Это просто кое-где не успели подложить хвои вовремя. Мой недосмотр! ))) В основном везде под ягодами хвоя.

Людмила комментирует...

А как Вы хвою собираете? И где?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да я хвою собираю в лесу. Недалеко от участка (видно на заставке) располагается сосновый бор. Там до сих пор заготавливают лес. Набрать нападавшей сосновой хвои не трудно. Ее и применяю. Собираю хвою грабельками в местах где нет молодняка, чтобы его не повредить. Хвоя падает постоянно, и через короткое время место, где она была взята даже и не найти - все покрыто новым опадом из сосновых иголок. Плохо - берез в лесу мало, листьев для мульчи не набрать, но зато есть маленькое болотце с торфом, собираюсь его там накопать. А другое большое торфяное болото все выгорело на несколько метров в глубину, весь торф сгорел несколько лет тому назад. Вот было дыму-то! Сейчас на том месте лесное озеро, даже чайки прилетают гнездиться с Оби. И журавли есть, и цапли и т.п.

Unknown комментирует...

Вот теперь я понимаю, благодаря чему Вам удается вырастить ягоды клубники такого гигантского размера! :)

Людмила комментирует...

Сосны есть, нынче наберу, грабельками.
А торф даёт такой противный дым.Как вы там не задохнулись только.
Журавли и цапли - это здорово! К маленьким0то птичкам мы привыкшие, а вот большие в диковинку, видим только в полёте!

Unknown комментирует...

Виктор, скажите, пожалуйста, какие удобрения можно применять для клубники, если нет возможности полить птичьим пометом?

Ольга комментирует...

C куриным помётом нужно всегда знать одно золотое правило -"не переборщить". Но вы уже им пользоваться привыкли. У меня с этим проще. Я богата на конский навоз. а он и как мульча и сразу удобрение. Только потом поверх соломкой подстилаю, чтобы ягоды всегда были чистыми. Зато и растёт у меня клубника всегда на одном и том же месте. Только пересаживаю раз в четыре пять лет. но опять на то же место где и сидела. У меня делать севооборот не получается. Слишком земли мало, а клубника занимает большую площадь.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Абсолютно точно, самое главное с куриным пометом - не переборщить! А конский навоз - это моя "голубая мечта"! Но взять негде! ((( У меня почва тяжелая - мне бы он так пригодился! Вы-то отлично знаете, какая рыхлая делается почва после его применения. Но приходится обходиться тем, что есть! ))) Зато я рад за Вас! )))

Tamara комментирует...

а если нет куриного помёта тогда чем полить?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Комплексным удобрением, их сейчас много продается. Разведите, как указано на упаковке.

Анонимный комментирует...

Виктор, у нас куриного нет, есть коровий навоз. Им же тоже, наверное, можно? А в каких пропорциях?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Конечно, применять коровий навоз тоже можно. Пропорции для жидких подкормок зависят от вида коровьего навоза. Чтобы не рисковать разведите 1 (навоз) к 5-7 (вода) для начала. А после понемногу пробуйте может быть и погуще. Я был бы рад коровьему навозу - да взять негде! )))

Анонимный комментирует...

спасибо Вам большое!!!
А у нас соседка не знает , куда девать его, навоз этот.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Коровий навоз - отличное удобрение! Его не только для жидких подкормок можно применять, а просто в почву вносить - тоже очень неплохо.

Анонимный комментирует...

Виктор здравствуйте!Я поняла,что вы человек знающий о клубнике многое,не подскажите ,что за вредитель внутри спелой ягоды черно-желтой окраски,он портит мой урожай,поедая ягоду изнутри?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Никогда такого не было. Поспрашиваю у друзей садоводов. Хорошо бы фото посмотреть, пришлите если можно, или опубликуйте в соц. сетях и дайте ссылку.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Сильно повреждают ягоды клубники всевозможные слизни, многоножки, улитки. Особенно это заметно в сырых затененных местах с перегнойной почвой.
Бывает и осы.

Анонимный комментирует...

Спасибо большое Вам, Виктор за практические рекомендации. Узнала очень много полезной информации о выращивании клубники. Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать куриный помет, который был разведен 4 года назад для клубники у которой есть уже завязь? Не потерял ли этот куриный помет своих полезных качеств??? За ранее спасибо.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

4 года хранения - срок немалый! Поэтому проверьте раствор внимательно, на цвет, консистенцию, и, простите, на запах! Если все нормально, то можно применять, а если хоть что-то вас насторожит, то лучше не рисковать, а вылейте куда-нибудь в компост, там он переработается.

Анонимный комментирует...

Спасибо большое за ответ на мой вопрос !!!!!!!!!!! Всех благ Вам !!!!!!!

ТАТЬЯНА комментирует...

Прочитала..но ответ на свой вопрос...который еще в голове..я так и не нашла...Дело в том , что я наложила перегноя в грядку (у меня высокие гряды..40 см) из них- 25см , перегной, а 15-лесная земля.Стоит ли мне поливать коровяком??? и еще только стали появляться бутоны---какой метод безвредный для обработки от серой гнили,(каждый год у нас во время созревания клубники идут проливные дожди...всего доброго . жду ответа специалиста. с уважением ТАТЬЯНА.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Татьяна, таким уж большим специалистом по выращиванию клубники я себя не считаю, я простой практик. ))) Ваша закладка на грядку из перегноя будет работать весь сезон, и не один, и это очень хорошо. Но весной, именно весной, клубнике очень нужно быстородействующее удобрение. Она это очень любит. Поэтому я и делаю весенние подкормки раствором куриного помета. Так что по моему мнению подкормка коровяком, без настаивания, чтобы избежать потерь азота, не только не помешает, а напротив будет в самый раз. Сейчас самое для этого время. Разводить его, конечно, надо не как птичий помет, а гораздо меньше. 1 к 5-6, если очень примерно.

По поводу гнили. Эта зараза в свое время мне очень много нервов попортила. Сейчас ее у меня нет вовсе. Что я применяю? Меня выручила подстилка из сосновой хвои. Хвоя лежит у меня на грядках с клубникой тонким ровным слоем постоянно. Это не дает гнилям развиться, ягоды всегда здоровые и чистые. Видели наверное, на фото. Это все заслуга сосновой хвои. Еще, я думаю, у меня на участке помогает оздоровлению клубники более частая замена старых посадок новыми. Клубника растет 2-3, редко 4 года. Места под клубнику выбираю всегда с учетом культурооборота, только после хороших предшественников. У меня это лук и чеснок. Вот все тонкости.

Химии я не применяю давным-давно совсем. Предпочитаю оздоравливать весь участок в целом естественными методами.

Анонимный комментирует...

Добрый вечер.
Меня зовут Алена
Виктор , подскажите пожалуйста . Сегодня 9.04 на грядке у меня кусты клубники , листья не убраны . Как подготовить их к лету ? Я начинающий человек в деле с огородом )))) прочитав ваши статьи , решила спросить у Вас .

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я весной ухаживаю за клубникой так http://vkusniogorod.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html

А старые листья я не убираю вовсе, клубника и так хорошо растет и плодоносит.

инна комментирует...

скажите пожалуйста ,вы когда нибудь сажали клубнику по черному укрывному материалу ?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, сажал как-то давно. Но мульча из хвои мне больше нравится.

Unknown комментирует...

Здравствуйте , Виктор .Вы используете свежий помет, не погорит ли клубника ? Везде пишут , что его надо настаивать. В этом году завели бройлеров на даче , помета очень много именно свежего. Где , кроме клубники его можно еще применять?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Нет, клубника не погорит. Только надо правильно разводить и подкармливать после полива. А настаивать не нужно потому что так улетучивается азот, а весной он как раз очень нужен. Много лет так делаю, и всегда результат очень хороший. Подкармливаю куриным пометом все культуры. Вот про куриный помет пишу подробно http://vkusniogorod.blogspot.ru/2011/11/blog-post_23.html

Unknown комментирует...

Комплексное удобрение фаско клубника стоит ли им удобрять?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я очень давно не пользуюсь магазинными удобрениями, поэтому не подскажу. Попробуйте, и посмотрите, будет ли эффект. Только так можно определить хорошее это удобрение или не очень. Старайтесь все делать по инструкции на упаковке. Использовать такие препараты всегда рискованно, поэтому я бы вам посоветовал сначала удобрить часть клубничника, посмотреть, недели две-три, сравнить с неподкормленным участком, и уж потом решать, применять это удобрение или нет.

Вероника комментирует...

Виктор здравствуйте, я к вам с просьбой, может вы сможете продать мне розетки клубники ? Я нахожусь в Иркутской области, в г. Братске, купили в этом году дом ( нашу с мужем мечту ) время уходит а в Иркутской области не могу найти сортовую клубнику а может плохо ищу, времени побыть на форумах и поискать своих земляков очень мало.. у нас только как неделю сошёл снег, работы стала уйма с огороде, хоть что бы мне хоть маточник этой весной сделать ?
В случае любого вашего ответа, заранее благодарю, читаю ваш блог - очень понравилось !!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

У меня вся плантация заражена земляничным клещем. И все садоводство тоже. Избавиться от него не могу, все равно появляется от соседей. Поэтому рассаду не рассылаю - это может быть для всей Вашей клубники очень опасно! Это такая гадость - уже много лет вывести его не могу. Обеззараживание рассады 100% эффекта может и не дать! Поэтому я рассаду и не раздаю. Гарантию здоровой рассады могут дать только семена, если вырастить из них рассаду, то она будет точно без болезней. А рассаду, еще раз извините, никому не даю. Если очень хотите могу выслать семян.

bulldozer комментирует...

Виктор, большое спасибо за ваши рекомендации! У нас в этом году весна дождливая и холодная, но клубничка уже начинает цвести, не поздно будет сейчас подкормить таким коктейлем?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Нет, не поздно, я сам только вчера начал подкармливать клубнику.

Анонимный комментирует...

Скажите Виктор, а когда уже клубника начала спеть, можно подкормить куриным пометом?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Можно, конечно, только смысла нет подкармливать в это время. Прибавки урожая это не даст, уже поздно для этого подкармливать, а для восстановления и дальнейшего развития кустиков можно подкормить после сбора урожая.

bulldozer комментирует...

Спасибо! Не знаю, подкормка помогла или что другое, но сейчас масса ягод и здоровая листва. Вот только серая гниль разбушевалась, видимо из-за дождливого и холодного начала лета.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Подкормка неплохо помогает, а гнили - это беда в такую погоду, у меня немного защищает мульча из хвои.

Unknown комментирует...

Вечер добрый! Такой вопрос. Сколько по времени может храниться свежий птичий помет?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Год без проблем. Возможно, может храниться и дольше.

Светлана комментирует...

Ребята, подскажите, как вы так добиваетесь что бы земля между грядками да и между растениями была вообще без сорняка. У меня его столько, не успеваю пропалывать? Или у нас в подмосковье земля такая,заражена сорняком так сильно? Да, а если настой из куриного помета зиму простоял от него будет толк?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Так дорожки на постоянных местах, не копаю, они утаптываются, прополешь иногда, да и все. А куриный помет использовать можно и после зимы.

Unknown комментирует...

Здравствуйте. Восхищена вашими успехами по выращиванию клубники. И у меня есть вопрос о наболевшем. Можно ли подкармливать куриным пометом молодые растения высаженные этой весной. Моей рассаде уже три недели, выращена из фриго рассады. Нужны ли уже растениям подкормки? Спасибо за ваш труд и то, что вы делитесь своим опытом!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, подкормить можно. Если ваша клубника после высадки уже окрепла, то подкормите. Расход раствора примерно 1 ведро на 24-26 кустиков. Лейте не под корень. Потом можно через месяц-полтора повторить.

Unknown комментирует...

скажите пожалуйста а подходит ли хвоя пихтового лапника для подложки под ягоды,,