google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Посадка и уход за клубникой

вторник, 6 декабря 2011 г.

Посадка и уход за клубникой

Ухаживать за клубникой на даче не так уж и трудно.

Урожай клубники погружен
При хорошем уходе и урожай клубники неплохой!
Снег на Алтае полностью сходит к концу апреля, но освобождать перезимовавшую клубнику от укутавшей ее хвои я не тороплюсь. 

Только когда днем станет совсем тепло (зачастую это середина мая), я приступаю к обработке клубники после зимы. На всех грядках хвою не убираю, а только равномерно разравниваю. Все лето она будет служить мульчей, сохраняя драгоценную влагу, перекрывая путь сорнякам и частично отпугивая вредителей, а лежащие на хвое симпатичные ягодки клубники будут всегда чистыми. Старые, сухие листья клубники я не трогаю, они так и остаются под хвоей и особых проблем не доставляют.

Под лучами яркого майского солнышка клубника начинает активно расти и радует глаз молодыми, живыми листиками.

Но успокаиваться рано. Основную проблему для клубники весной представляют ночные заморозки. Как только появляются бутоны, и начинается цветение растений, приходится очень внимательно следить за погодой и при угрозе заморозков укрывать цветущие грядки. Я использую для этого заготовленные полосы нетканого укрывного материала. Вечером накидываю эти полосы на грядки - утром снимаю. И так до второй декады июня.

Клубника под укрытием
Клубника под укрытием
Зато потом можно вздохнуть спокойно и радоваться, наблюдая, как наливаются соком симпатичные ягодки клубники. Ягодки крупнеют на глазах, и вот уже в июне появляются первые красненькие. Значит уже скоро и основной урожай собирать!

Первые ягоды клубники - самые крупные! 
Первые ягоды клубники - самые крупные!
Первые ягоды клубники - самые крупные!
Дважды за сезон делаю для клубники жидкие подкормки. Первый раз в мае месяце перед цветением клубники, а второй раз в июле - сразу же после сбора урожая. За несколько часов перед жидкой подкормкой грядки клубники должны быть политы, или нужно делать это после хорошего дождичка.

Для жидких подкормок клубники я использую свежий куриный помет. Заготовленный свежий куриный помет хранится где-нибудь в укромном уголке участка в специальных 30 литровых бачках в натуральном виде (полужидкой консистенции). За счет своей высокой концентрации он не портится и не бродит, и его можно расходовать все лето по мере необходимости.

Выполнение этой важной и нужной, но не очень приятной процедуры на нашей даче доверено мне. Делаю это я таким образом. В ведре на 10 -12 литров тщательно размешиваю порцию свежего куриного помета водой из расчета 1 к 10-15 и сразу расходую (не настаиваю, чтобы избежать потерь азота).

Готовый к употреблению раствор куриного помета
Готовый к употреблению раствор куриного помета
Клубнику поливаю очень равномерно, не спеша из лейки без распылителя между рядков растений, из расчета одно ведро на 6-8 взрослых кустиков. Остающуюся в ведре гущу выливаю под смородину, малину, клещевину или яблони. 

Из болезней на моей клубнике присутствуют пурпуровая пятнистость и мучнистая роса, но в очень незначительном виде, поэтому никаких мер по этому поводу я не предпринимаю. А вот земляничный клещ в некоторые сезоны изрядно вредит. В этом случае приходится обрабатывать кусты клубники горячей водой (65 градусов) ранней весной и после сбора урожая. Но видимо благодаря тому, что грядки регулярно обновляются с учетом севооборота, и сосновая хвоя для клеща не по нутру, последние года 3-4 клещ особо не расплождается. А избавиться от него полностью в одиночку, практически, невозможно, так как у нас заражены все посадки на близлежащих дачных участках. Поэтому очень быстро клещ появляется даже на здоровых кустах, доставленных из других мест.

С ранней весны до самой поздней осени клубнику регулярно поливаю 2-3 раза в неделю, пропалываю от все-таки пробившихся через мульчу сорняков, и мотыжкой рыхлю междурядье на грядках.

После того как оставлено необходимое количество усов для обеспечения обновления плантации клубники, все вновь появляющиеся, уже ненужные усы удаляю

Иногда теплой осенью клубника, обманутая капризами погоды, начинает снова цвести. Поскольку это мешает растениям нормально готовиться к суровой сибирской зиме, появляющиеся цветоносы тоже удаляю.

У меня на дачном участке два основных сорта клубники (садовой земляники). Это Лорд и Юля. Оба сорта хороши по-своему. Клубника Лорд хорошо плодоносит 4-5 лет (не считая года высадки) и даже дольше, а вот грядки Юли приходится обновлять чаще, через 2-3 года, но зато она более ранняя и отличного вкуса. Периодически пробую разные новые сорта, но пока достойной замены этим ветеранам участка так и не нашел. В общем, каждый садовод подбирает сорта по собственному усмотрению.

Как и весь мой дачный участок, плантация клубники у меня небольшая - всего кустиков 300. Урожай составляет около 300 л ягод.

Разовый сбор клубники - 60л
Разовый сбор клубники - 60л
Качество ягод хорошее. Часть клубники как обычно перерабатывается, часть хранится для зимнего потребления в морозильнике, но, конечно, все остальное потребляем в свежем виде! Помочь в этом деле никто не отказывается! И вся клубника как-то незаметно и быстро улетучивается! И это замечательно, ведь ароматные, красивые, сочные, ягодки клубники не только очень вкусны, но и полезны – безмерно!

124 комментария:

Надежда комментирует...

Виктор, с трудом нашла в инете одного садовода из Барнаул-это вас.Активно общаюсь в группах садоводов в Одноклассниках, но не встретила НИ ОДНОГО сибиряка- садовода.Все из Украины и центра России. Люди очень активно делятся опытом, а новички ,как я, учатся на опыте других.
Жаль, что ваш сайт очень трудно найти. Я вышла на него из вашего обсуждения на форуме садоводов. Гугл не очень посещаем такой категорией пользователей, как садоводы.Обычно они регистрируются в группах на МЭЙЛЕ, Я.РУ.,В Одноклассниках.
Если бы вы хотя бы параллельно зарегистрировались в одной из этих соц. сетей, у вас гораздо больше бы было посещений страницы.
Я вчера скопировала вашу методику выращивания малины " с двойной обрезкой" и ей очень заинтересовалась садовод- "малиновед" со стажем из Украины - Светлана Голованова(Ищук)г. Черкассы.У нее такие бурные обсуждения методов выращивания малины на страничке с фотками. А у вас -тишина. Могло бы быть все иначе.Я попыталась вас найти в Одноклассниках , или где-то в инете, но поиск безрезультатен.
А здесь очень неудобно общаться.
Если можете, оставьте, пожалуйста, эл. адрес. Просто невыносимо втискивать коммент в это окошечко!
Я подписалась на рассылки ваших статей. Опыт очень интересен, постараюсь все прочесть, ведь это НАША, сибирская климатическая зона.
С уважением, Надежда. г. Барнаул. Садоводство "ОБЬ-1".

Надежда комментирует...

Вот ссылка на группу "садистов-малиноведов" в Одноклассниках. если вам интересно.Там я сбросила вашу информацию по выращиванию малины методом Архангельского_Соболева. Я указала вашу фамилию.Я считаю, что опыт ваш очень ценен. Об этом методе я услышала в сентябре на лекции по садоводству в санатории " Барнаульский". Меня это заинтересовало, хотела попробовать на след. год. А вот вы уже применяете это на практике. И люди должны это слышать, знать.Вот здесь обсуждали способы выращивания малины (Однокласники)
http://www.odnoklassniki.ru/discussions
Светлана Голованова(Ищук) 51 год, Черниговская область, Украина

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Везде свои плюсы и свои минусы. Блоггер позволяет выйти на более широкую аудиторию, особенно за пределами России.

Я в Одноклассниках - Виктор Сергеенко
http://www.odnoklassniki.ru/profile/509283638410

Я в Моем Мире - Виктор Сергеенко

А в аккаунте Гугл я - Victor Gardener, это для того, чтобы читателем моего блога "My own vegetable garden" было понятнее.

Спасибо за добрые слова. А в Одноклассниках я собираюсь пообщаться в группах тоже. Просто летом было некогда. Ваши ссылки не проходят, напишите если не трудно, названия интересных групп садоводов В Одноклассниках и др. Или найдите меня в Одноклассниках.

Адрес в есть в Моем профиле аккаунта Гугл или вот этот mr.sergeenko@mail.ru

Ирина комментирует...

Виктор, если не секрет какие сорта у Вас на фотографиях? Уж очень хороши!!!!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

На фото два моих основных сорта. Лорд. И любительский сорт местной селекции ЮЛЯ.
Еще два сорта только пробую, как они себя покажут в наших условиях. Это ИДУН (только посадил, ягод пока нету) и СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНКА.

Лариса комментирует...

Т.е. Вы не чистите весной грядки? И хвою сыплете прямо по листьям? А что это за кучки у Вас между грядок? А сосновой корой можно мульчировать?
Грядки ваши - загляденье! А ягоды - восторг!!!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, я перестал чистить грядки весной. Только разравниваю хвою, и все. Это неплохо экономит время.
Хвоей засыпаю грядки поздней осенью, кустики окучиваю хвоей, а молодые укрываю с головой.
Кучки - это и есть приготовленная сухая сосновая хвоя. Насчет коры ничего сказать не могу - не пробовал. Думаю, попробовать (сначала немного) можно.

Elvira комментирует...

А я весной от основания кустов хвою отгребаю, чтобы земля прогрелась, а потом снова возвращаю на место. С хвоей очень удобно, ягоды чистые, сорняков намного меньше.

Лариса комментирует...

А со старыми листьями что делаете?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я - ничего.

Лариса комментирует...

Вот это мне нравится!!!

Elvira комментирует...

После сбора урожая я обрезаю все листья, а весной, если есть старые или плохие, вырезаю секатором.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я тоже раньше весной старые листья убирал, но с применением хвои перестал это делать. Тем более что процесс этот трудоемкий и требует аккуратности.

Elvira комментирует...

Виктор, так у нас масштабы разные, у меня пара грядочек, а у вас вон сколько!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, у меня 10 грядочек, примерно всего 250 кустиков.

Elvira комментирует...

У нас такие кусты не вырастают, видимо, сорта не те. А на ваши плантации смотреть одно удовольствие.
А вот чеснок я тоже хвоей засыпаю, единственный минус-укроп на грядке не растёт там, где чеснок, а так нравится.
Я осенью весь огород засыпала листьями, клубнику хвоей, а грядки листьями. Посмотрю, что будет.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я бы тоже листьев насобирал, да нету поблизости!

Elvira комментирует...

Мужу надоело смотреть, как я в мешках вожу листья на велосипеде, вот я и купила целый тракторёнок.

Фирдаус комментирует...

А где тракторенок добыл столько листьев? Идея хорошая.

Людмила комментирует...

Я осенью вожу из города с парка, с детских садов, там убирают, а мы возим на дачу, только не ленись.

Галина комментирует...

А у нас в этом году все листья были в болячках. У всех, даже в городе, так мы не ленились, собирали и сжигали.

Людмила комментирует...

В вашем случае так и надо не лениться.

Elvira комментирует...

Дворники у домов собирают листья, а тракторёнок забирает и увозит на свалку. Я предложила денег, оговорила, что мне нужны листья без хвои и мне выбрали и привезли.

Лидия комментирует...

Виктор, чем подкармливаете? Какое расстояние между кустиками? Заранее благодарна. Очень понравилась Ваша плантация.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Подкормки два раза за сезон. Перед цветением и после сбора урожая. Использую раствор свежего куриного помета 1 к 20.
Расстояние между кустиками 30-35 см (между центрами).
Урожай у меня далеко не рекордный меньше 1 кг с кустика, а некоторые выращивают и по 2-3 кг!!!

Елена комментирует...

У меня вообще клубника не получается. За хвоёй ходить некогда, может в этом причина. Цветоед ровно половину бутонов подкусывает. Сразу пол кистей нет. Надо, конечно, почитать, когда и чем опрыскивать. И за два года из грядки сплошной ковер без просвета, как не стараюсь, не всегда могу удалить усы, так быстро растут, ужас. Посадила Елизавету, смотрела в оба, сколько гусениц на ней было, зеленые жирные, кошмар. В ручную собирали. Кусты были огромные, пышные, ягод по 5-6 штук. Посадила на черный лутрасил, какая еле-еле приживалась, некоторые бушевали, ягод мизер. Никак не могу к этой ягоде приспособиться. У вас конечно заглядение!

Вера комментирует...

Виктор, у вас большие кусты. В них посажено несколько растений?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

В кусте по одному растению. А мои кусты далеко не большие (30-35 см). А у Лорда кусты довольно рослые, достигают, например, в условиях Подмосковья 50 см в высоту, имеют неплохую морозостойкость, т.е. в округе Москвы зимуют без укрытия (пишет садовод Казаков А.Л.)

Евгения комментирует...

Вот это я понимаю - ЯГОДКИ!!! Главное - и уход не так уж трудный! Видно сорт хорош.

Наталья комментирует...

Супер. У нас очень жаркое и засушливое лето, такие кустики не растут.

Нина комментирует...

Красотища!!!! И вкуснятина. Из приличных сортов с крупными ягодами у меня только Гигантела. Хвойных деревьев у нас нет вообще, а потому и хвою взять просто не где. Опилки использовала некоторое время, но потом и их не стало. Так вот и приходится просто так на земле растить. Таких фантастических урожаев не видела в нашем регионе точно. Алтай.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, помню как я раньше без мульчи мучался. Пока у меня не было мульчи - почти ничего не росло. А у нас на Алтае есть и получше места, чем моя Штабка, и урожаи соответственно побольше!

марина комментирует...

А меня замучил долгоносик!!!!!!!! Это просто - кошмар!!!!!!!!!!!!! Помогите избавиться!!!! чем только не обрабатывала!!!!!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Ничего не подскажу, просто не знаю, потому что он у меня - музейная редкость! Соблюдаю культурооборот, развожу энтомофагов, применяю мульчу из хвои - и все. Даже земляничный клещ не злобствует, хотя полностью его извести не могу (у соседей полно, и потихоньку перебирается ко мне). Никакой химии уже больше 10 лет не применяю вообще. Даже хим. удобрений, только органика.

Юрий комментирует...

Виктор, не расскажете, как Вы разводите энтомофагов?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Если коротко, то отказ от химии и выращивание растений медоносов. Энтомофаги сами сбегаются со всей округи. Подробно про них, есть статья на моем блоге.

Клавдия комментирует...

Что это за энтомофаги?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Примерно пятую часть из всех известных видов насекомых и клещей составляют паразиты и хищники, в том числе те виды, которые снижают численность вредителей

Елена комментирует...

У нас вообще леса нет, степь кругом. Если ягода перезимует, буду использовать в качестве мульчи сенные отходы, опробовала на розах, понравилось. А ягоды такой как у вас, Виктор, никогда не видела, это из области фантастики! У меня какой-то ремонтантный сорт, название не знаю. Прошлой весной впервые посадила. Ягоды было очень много. Правда, не такая крупная.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

У меня ремонтантной нету. Пробовал выращивать давно, но сорт попался не очень вкусный, хотя росла неплохо. Собираюсь при случае попробовать что-нибудь из новых ремонтантных. Но, как правило, обычная клубника вкуснее ремонтантной.

Людмила комментирует...

Виктор, ягода прелесть!!! Мы тоже начали заниматься ягодой, правда у меня ремонтантная, все лето до заморозков, пока радует, тоже крупная. Как дальше будет не знаю. А как вы относитесь к мульчированию соломой? Это у нас проще добыть.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Конечно, надо использовать подручные средства. По крайней мере пробовать. У меня соломы просто нету.

Владимир комментирует...

По английски земляника (клубника) - strawberry- солома + ягода - соломенная ягода. Там землянику мульчируют соломой.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Значит пойдет! Наша солома, думаю, ничуть не хуже!

Вера комментирует...

Люблю смотреть ваши работы, вы очень увлеченный человек и все как правило у вас удается. Смотреть - загляденье. Меня интересуют клещи - вы их с хвоей не привозите из бора, меня это очень беспокоит, поэтому решится на такой эксперимент.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Ну... Это я просто, как говорится, следую от неудачи к неудаче, не теряя при этом энтузиазма!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

А клещей в сосняке нету, они в травостое и в кустарниках. Я за много лет не видел ни одного (искал специально). А вот около местного болотца в кустах их немеряно!

Елена комментирует...

Глаза в разбег, такого я не видела...

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Ну что Вы... У меня урожайность с 250 кустиков была 245 л, т.е. меньше 1 кг с куста, а собирают, правда, в более благоприятных условиях, и по 2кг, и даже больше с куста! Так что у меня результат довольно скромный.

Фирдаус комментирует...

Я в полном восторге, таких урожаев никогда не видела

Elvira комментирует...

А почему сажаете в сухую землю?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

В сухую землю сажать проще и значительно быстрее. А поскольку получается ничуть не хуже, чем, как делают некоторые, сажая в грязь, то я много лет делаю именно так. На фото снята пересадка, когда была жара под 30 градусов, и ничего все кустики принялись. Все дело в том, что я беру кустик с комочком земли, практически не повреждая корней, и адаптация клубники происходит без проблем.
И к осени усы вырастают в сильные кустики, готовые к зимним холодам.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Между кустами 30 -35 см. Это, исходя из опыта, для нашей местности в самый раз. Хотя в других условиях Лорд вырастает значительно мощнее. Там его сажают пореже.
Густо посадки смотрятся, потому что усы довольно крупные. Я стараюсь брать только самые сильные.

Людмила комментирует...

Спасибо. Я воспользуюсь Вашим опытом. Живу на Урале.

Елена комментирует...

А я вот придумала, нынче посеять семена, купила пакетик, но не знаю, выйдет ли что-то. А усы виктории по весне у нас такие дорогие!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Многие выращивают клубнику из семян, но это долго и требует аккуратности. А купить можно пару усов, и на следующий год у Вас будет уже грядка, а потом и вовсе разведете сколько нужно. Я брал когда-то Лорд два кустика.

Елена комментирует...

Да, тоже мысль, а я сразу на грядку нацеливалась, чтобы её сразу засадить.

Павел комментирует...

Действительно, я с одного саженца Гардианта получил более 20 новых розеток, через год уже сменил половину грядок.

Елена комментирует...

Я тоже покупала ремонтантную клубнику семенами, сама не рискнула сеять, попросила сестру, она на подготовленную землю насыпала слой снега и на него посеяла семена. Правда я не помню в какие сроки она садила, но взошли хорошо и весной уже высаживали в землю.

Любовь комментирует...

Леночка, какую клубничку ты собираешься разводить а? Я вот прикупила пакетик гибридной Ползунихи. В ампулке всего 5 крохотных семянок На следующей неделе посею тоже на снег. Вообще-то ее надо сеять в марте, но я решила раньше. если получится, посею еще раз. очень хочу ремонтантную и очень хочется попытаться из семя, ну вот зуд такой садистский. А ты когда посеешь? И какую?

Елена комментирует...

Люба, приветик! Купила какую-то Елизавету, долго не рылась в семенах, пока выбирала помидоры, испарилась в магазине в шубе. Вот и купила что попалось. Даже и не знаю, какая она... А сажать я собралась в конце января, а может, и раньше посею. А семечек там было 10 штук. Но она не гибрид.

Любовь комментирует...

Вроде Елизавета хороший сорт. Ну, удачи тебе! Таня в прошлом году вырастила из семян. С ней надо связаться, чтобы проконсультироваться. Ведь проблема в том, что еще и не все семянки прорастают, а единицы. И еще где-то читала, что лучше сеять гибриды. Но когда-то давно я сеяла клубнику, семян было много. Я посеяла и поставила под стеклом под ванну - в темноту и тепло на две недели, как было написано. Когда заглянула в назначенные сроки - там выросла такая щетка тонюсеньких росточков. Я ее вытащила срочно на свет, но уже не спасла. Так что теперь буду внимательней! По календарю посмотрела - 22-23 января хорошо клубнику сеять. Вот в те дни и начну. Удачи тебе!

Марина комментирует...

Лена, сорт Елизавета ни какой-то, а отличный сорт. Я покупала 4 кустика, осталось правда 2. Но по вкусу на все 5 баллов и ушла под снег с ягодами. Плодоносит все лето. Меня удивили усы этой ягоды. На еще маленьком усике появляются цветочки, ну и соответственно ягоды. Ягода крупная. Сади, не пожалеешь.

Елена комментирует...

Спасибо, Марина, поддержала меня! Я просто слышала про Елизавету, только вроде там про Елиз.2-ю писали.
У меня пока и места особо нет под ягоды. Но, надеюсь, что отвоюю летом!

Марина комментирует...

У меня елизовета-2, но я думаю, что они не сильно отличаются, хотя возможно и ошибаюсь. Первый год как купила, удаляла все цветы, что бы кустики окрепли, но почему то она не давала усов. Думала, в магазине обманули. На второй год усы стали появляться. Весной буду рассаживать. Мне бы еще не лениться и, как положено, ходить за ней. А я года очень хорошая, мама все радовалась, что ягоды до снега были.

анна комментирует...

Лена, ничего сложного нет, только сеять нужно до середины февраля, и в мае пикировать прямо в грядку, погуще, это для того, чтобы был запас (мало ли пропадет какой кустик). В конце лета уже будут первые ягодки.

Елена комментирует...

Аня, а из семян все материнские свойства сохраняются? А то где-то вычитала, что только усами передаются они.

Ольга комментирует...

Я так землянику выращивала, без усов которая. Из пакета получилось 10 кустиков. Было больше, но такие малюсенькие, что не вынесли пересадки. Лет 8 росла на одном месте , притененная от солнца не очень пышным кустом спиреи. Больших урожаев не было, но пару жменек за выходные съедали с весны и до осени.
А если кто-нибудь с детками заходил в гости, с удовольствием съедали угощение.
Пересадила на солнце, два года боролась за её жизнь, но, увы, нет теперь её.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Для каждой местности подходит свой сорт.

Нелли комментирует...

Виктор, значит, если от пятилетнего куста взять отростки от усов, то он будет нормально плодоносить - я имею виду отросток. Так?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Так. Да он будет нормально плодоносить. Но сам ус у пятилетнего растения, как правило, более слабый и зачастую болезненный за счет того, что у старых растений репродуктивная способность ниже. Но если ус вырастить, то клубника из него вырастет ничуть не хуже и сохранит сортовые свойства. Лучшие усы у одно- двухлетних растений, но в случае необходимости усы можно брать и с более старых кустов.

Людмила комментирует...

Да, я еще не видела такого урожая клубники, осенью тоже посадила новые усы, правда не знаю какой сорт, но говорят, тоже много ягод, посмотрим.

Natalia комментирует...

У меня завелись личинки майского жука (хрущ) и поедают корни земляники. Посоветуйте - что делать?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

У меня такого давно нет, поэтому надежного быстрого способа подсказать не могу. Думаю, мне помог правильный культурооборот с учетом наиболее подходящих предшественников. В данном случае - для клубники.

Marina комментирует...

А я от лорда потихонечку избавляюсь. Лето у нас на севере короткое т бывает холодное и сырое, эта ягода не успевает вызреть и начинает гнить еще зеленой. Но те, которые созревают, ууууу какие красивые и вкусные. А вот гигантелла и фестивальная хороши. Есть еще сорт, я не знаю какой, я их называю яблочки.

Анатолий комментирует...

Лучший способ уничтожения земляничных клещей с помощью газовой горелки. Присоединяется к газовому баллону и обжигается вся плантация. Клещ исчезает на пару лет до нового пришествия.

Возможно, и долгоносику не поздоровится.
Можно и паяльной лампой.
Обработку такую обычно проводят после плодоношения. Скашивают листья и ОГОНЬ!!! Весенняя посадка не потребуется.
В следующем году возьмите рассаду в виде молодых розеток и до посадки хорошо обработайте препаратами, лучше в закрытой ёмкости. Старую плантацию ликвидируйте.

Анонимный комментирует...

Анатолий! А как же кусты??? корни не пропадут???

Анатолий комментирует...

Способ испытанный многими - обработка огнём с помощью паяльной лампы. А с помощью газовой горелки встречал описание один раз, было подробно описано устройство аппаратуры.

Обрабатывать надо так, чтобы долго пламя не держать на одном месте. Тогда ожогов растения не будет. А насекомые все погибнут. Эффективность высокая.

Где-то писал, что для борьбы с клещом можно укрывать грядки в солнечную погоду плёнкой, лучше чёрной. Это не делал, но способ хороший. Ведь клещ погибает уже при температуре около 38 градусов.

Можно ли уничтожить таким способом долгоносика? Не знаю, но попробовать можно.

Светлана комментирует...

Ну вы "садисты"! В прямом и переносном смысле. Жечь горелкой! Вот наш опыт: два лета садили по всему огороду бархатцы. Никаких вредителей! И долгоносики, и белокрылки, и капустные бабочки...и даже колорадские жуки - хоть и были, но в ограниченных количествах - на посадках с покупными клубнями...

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Светлана! Мне Ваш способ гораздо больше нравится!!! )))

Анонимный комментирует...

у меня бархатцы растут везде.от них земля оздоравливается.сажайте!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Бархатцы - хороший помощник против вредителей.

Татьяна К комментирует...

а у нас в этом сезоне гибнет от серой гнили. собираем всего половину- а половину выбрасываем

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Пока нету почти. Всего несколько ягодок. Наверное, помогает мульча из сосновой хвои. У меня почти все грядки засыпаны.

мила комментирует...

Здравствуйте. У меня большой вопрос по клубнике. Новая грядка посажена в прошлом году: 2/3 кустов не дали цветоносов. Кусты отличные,листья крупные,усы растут. Есть смысл ждать ягод в следующем году или они уже не будут плодоносить? Перечитала гору литературы,нигде не нашла ответа. Может, подскажете?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Здравствуйте.

Я бы оставил кусты еще до следующего года. Ваша клубника на следующий год должна дать хороший урожай. Бывает, конечно, бракованная рассада, которая вообще не плодоносит, но очень редко и в единичных случаях. Думаю - это не Ваш случай.

Гораздо чаще происходит, если усы были взяты прошлый год не из первых, то они к урожаю просто не успели вовремя сформировать зачатки цветочных бутонов, а это происходит еще осенью. Вот и растут в этом году только листья, а урожай будет только в следующем году.

Чтобы такого не происходило, следует высаживать усы на грядку как можно раньше и самые сильные. Тогда они гарантированно дают в следующем году урожай, причем самых крупных ягод.

мила комментирует...

Спасибо большое за быстрый ответ .А то я собиралась их уже выбросить 20 лет выращиваю клубнику-такое впервые. Я брала розетки от новых купленных сортов, от 2=х летних кустов. Может это были гибриды? И они потеряли свойства сорта в третьем поколении? Бывает ли так у клубники-не знаю. Ладно. посмотрим в след. году. Кстати для снегозадержания я в августе сею вокруг кустиков озимую рожь , Она к зиме подрастает и защищает кусты. А весной я ее выдергиваю и зарываю тут же между кустов- получается удобрение и сорняки меньше растут. Интересная идея- засыпать хвоей кусты. Это же сколько надо хвои из леса принести! Это я попробую .Статьи Ваши прочитала Еще раэ спасибо .

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Хвои надо не так уж и много, набирать ее очень легко. Расход хвои 1 мешок на грядку в 5 м кв.. У нас иначе никак, пока хвоей не засыпал на зиму, очень часто клубника вымерзала. Морозы-то у нас под минус 50! Удачи!

Анонимный комментирует...

ягода крупная, безусловно! Но на кусте ягод маловато.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Это мало ягодок на кустах однолетках (усы прошлого года). Зато там самые -самые крупные. На 2-3 летних грядках ягоды помельче, но много. Урожай примерно такой же как и , например, у Лорда. У Юли другая беда - сильно поражается клещем!
А так - всем хороша, сладкая, крупная, красивая и урожайная.
Клещ именно в нашей местности зверствует.

Наталия комментирует...

Подскажите, пожалуйста, чайнику - начинающему садоводу, когда нужно сажать рассаду весной или летом? У нас огород с нуля, хотим купить немного рассады, и впоследствии размножить усами. Почитала, что тут еще из семян клубнику выращивают. Но в конце января ведь еще такой слой снега... Мы в средней полосе России живем, скоро переезжаем в частный дом.

Наталия комментирует...

А с хвоей идея очень понравилась! Спасибо Вам, Виктор, что делитесь своим опытом. И подкормки куриным пометом возьмем на вооружение.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Я стараюсь брать для закладки новых грядок клубники самые первые и сильные усы и высаживаю их на постоянное место как можно раньше - в июле. Такие посадки дают урожай уже на следующий год.

А без мульчи (у меня это хвоя) в нашей местности никак - все вымерзнет зимой!

Анонимный комментирует...

Мне сказали, что клубнику можно пересаживать в сентябре, а Вы говорите, что в августе уже поздно. Неужели моя клубника не приживется? Посоветуйте, пожалуйста, что нужно сделать сейчас.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Видимо меня не так поняли. Я всегда говорю, что ЛУЧШЕ пересаживать клубнику как можно раньше, тогда она на следующий сезон уже дает неплохой урожай.

И в августе, и в сентябре тоже можно высаживать клубнику, просто она будет приживаться похуже, и урожая на следующий год от нее не будет.

Если нет другой возможности, то сажайте в сентябре, поливайте, рыхлите, до самой поздней осени, при необходимости укройте на зиму. И все. Весной сделаете ремонт посадок, и через год будет неплохая плантация.

Анонимный комментирует...

Чтобы получать такой урожай ,мне кажется одной хвойной мульчи маловато .Наверняка очень хорошая удобренная земля ,плюс соблюдение агротехники ,севооборот ,подбор сортов .

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, конечно, клубника уход любит.

Анонимный комментирует...

Скажите, а еловую и кедровую хвою можно? Сосновой у нас мало, редко попадается.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Думаю, наверняка можно. Отличия от сосновой хвои незначительные. Попробуйте и все сразу станет ясно.

Анонимный комментирует...

Спасибо. Попробую. У вас впервые про такое применение хвои прочитала. У нас в Ханты- Мансийске такого добра с избытком. Хорошо, что вы пишете для северян.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Так пока не начал применять хвою для защиты от зимних морозов, то хороших урожаев ягодок клубники получить толком-то и не мог! Спасибо хвое! )))

Надежда комментирует...

От долгоносика и других вредителей на землянике попробуйте воспользоваться народными проверенными средствами. По мнению огородников со стажем, разведенная в теплой воде горчица в виде порошка (100 граммов на три литра воды) поможет избавить от долгоносиков и малину, и клубнику, и землянику. Можно также опрыскивать кусты ягод настоем, приготовленным из трех килограммов древесной золы, сорока граммов хозяйственного мыла, которое улучшает клейкость, и десяти литров воды. Этим раствором клубнику надо опрыскивать только в период формирования бутонов. Хороший эффект дает опрыскивание настоями пижмы, стручкового горького перца и полыни.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Спасибо за интересный совет. К счастью, долгоносика у меня нет совсем - уже лет 10.

Идилия комментирует...

Уважаемые любители клубники, еще долгоносик не любит йод. На 10 л. воды 30 капель йода, 1 ч.л. борной кислоты, 1 стакан золы. Предварительно политую водой ягодку полить этим настоем.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Идилия, спасибо за интересный совет. Многие очень мучаются с долгоносиком, и каждый способ по борьбе с ним несомненно представляет большой интерес для многих садоводов.

Идилия комментирует...

Виктор, всегда рада поделиться! А вот я задавала Вам вопрос, а теперь не найду где (((
Пожалуйста, подскажите. Я приобрела "подрощенную" рассаду ремотантной клубники уже в горшочках в сентябре этого года. Испугавшись, что сроки посадки пропущены, сунула их в "теплую грядку" из-под огурцов. А они теперь благополучно прижились, листочки выпустили новые, усы пускают, цвести пытаются... А как же мне с ними далее то быть? Когда весной я буду их пересаживать на постоянное место, не переживут ли они опять стресс и выживут ли? И как садить, если там разные сорта? Для каждого сорта нужна своя грядочка? Спасибо!

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Повторить ответ несложно. )))
Комментарий к сообщению Как укрыть клубнику на зиму: "Идилия, Вы правы, сейчас пересаживать клубнику не стоит, уже зима на носу. Пускай уж перезимует там, где ее прикопали. Если зимы у вас морозные, то полезно защитить клубнику мульчей от морозобоя. А уже весной, как грунт оттает, то не откладывая, высаживайте вашу клубнику на постоянное местечко. Причем очень важно чтобы раньше на этом месте росли хорошие предшественники клубники - редис, редька, морковь, лук, чеснок, горох, фасоль, укроп. Малопригодны и даже опасны - картофель, томаты, огурцы. После них высаживать клубнику можно только через три-четыре года. Пересаживать клубнику на новое место нужно с большими комками грунта, тогда она совсем не будет болеть после пересадки. Рассаживать клубнику лучше каждый сорт отдельно. Иначе можно потерять в качестве ягодок за счет неизбежного переопыления сортов. Да и обрабатывать грядки клубники гораздо удобнее, если на каждой грядке только один сорт. "

Анонимный комментирует...

Спасибо за статью

Анонимный комментирует...

В прошлом году, прочитав на этом сайте об использовании хвои, решила попробовать. Участок под Красноярском, на горе, в марте уже нет снега, а морозы еще есть,ягода страдает в основном весной. Перед тем, как засыпать иголками в конце октября или начале ноября, точно не помню, но было уже холодно, у клубники срезала надземную часть, прополола, удобрила, посыпала золой, проложила лентами черного укрывного материала. Весной с замиранием сердца ждала, когда ягодка подаст признаки жизни. Неблагоприятный весенний период клубника просидела под слоем хвои, а когда земля прогрелась, появились бугорки с молодыми листиками. Не пришлось весной, когда и так работы хватает, ничего обрезать, чистить, полоть, рыхлить, удобрять. Все понравилось и мне, и клубнике. Добавлю лишь, что под клубнику у меня занято 5 грядок таким образом, что каждый год старую грядку засаживаю озимым чесноком, после чеснока сажаю молодые кустики, а три обрабатываю с растущей клубникой.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Очень рад, что хвоя вам помогла защитить клубничку. Только я листья осенью не срезаю. Дело в том что они служат своеобразной дополнительной защитой клубники зимой. Зато вы применили пленку. А в остальном вы все проделали отлично. И чеснок - это отличный предшественник для клубники. Я тоже его постоянно применяю. Так что ваш способ вполне неплохой.

Надеюсь ваша клубника порадует вас хорошими ягодками. Подберите сорта, подходящие для вашей местности и ягод будет полно. В сущности, клубнику выращивать несложно! )))

блог Татьяны Коноваловой комментирует...

Виктор, а сорт Юля усатая клубника? или нет...

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Усатая. Оставляю для себя усов сколько надо, остальные весь сезон удаляю.

блог Татьяны Коноваловой комментирует...

Вот хорошо, а то у меня мало семян взошло... значит таким образом размножим. Спасибо...

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Да, с выращиванием из семян всегда проблемы.

Валентина комментирует...

Ух ты, вот я и нашла блог про любимую клубничку...
Доюрый вечер! Нынче урожай неплохой, со 180 кустиков сняла уже где-то около 30 кг. Беда только в том, что некоторые кусты падают под вилтом (вертицеллёзное увядание). Чем-то бы пролить их. Конечно, больные уберу, боюсь за новое поколение. Интересно, что при хорошем уходе четырёхлетние ягоды давали приличный урожай (ягоды были по 30-38 г), оставила их даже на пятый год.
Не применяю никакую мульчу, работаю как раб: полю, рыхлю, кормлю. Очень хорошо помогает "Рефлекс" (типа гумат) и Буйские удобрения.
Интересно было читать всякие ваши секреты, спасибо за блог.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Секретов особых у меня нету. Дело в том, что для каждой местности свои правила. Вот у вас, например, четырехлетка отлично плодоносит. А я собираюсь трехлетку после сбора урожая убирать. А урожай в этом сезоне пока тоже нормальный. Ягод много и крупненькие.

Unknown комментирует...

Добрый день! Я много лет сажаю клубнику под черный укрывной материал. Грядки плодоносят по 4 года. Сорняков нет. Зимой ничем не закрываю. Видимо хватает укрывного материала в один слой. Поливаю 1 раз в неделю не чаще, реже бывает. Подкармливаю и куриным пометом, и настоем сорняков без цветов, хорошо идет настой крапивы. Урожаем довольна. Заболеваний практически нет. Нина. г.Тюмень.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Спасибо за интересный опыт. Я пробовал давно, как-то не пошло. Надо еще пробовать. Сейчас качество укрывного совсем другое. Я раньше брал кукую-то техническую пленку.

Unknown комментирует...

Благодарю Вас, Виктор!

Екатерина Глухова комментирует...

Нина, добрый день. Подскажите пожалуйста, как вы делаете настой крапивы? И можно подробнее про технику укрывания материалом? Когда и как? полностью грядки? Спасибо)

Екатерина Глухова комментирует...

Виктор, здравствуйте, подскажите пожалуйста, а часть куриного помета-это сколько вы берете? на ведро? и вот мне интересно, а как в Ленинградской области быть с уходом клубники. эх...никто не пишет про наш регион( У нас клубника, сколько себя помню, вообще не растет, всегда занималась мама ей, пришло и мое время. сказала маме, все, пошла изучать информацию, как победить этот недуг. и нашла Ваш блог. спасибо Вам за информацию. буду пробовать на своей. ))

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Конечно, пробуйте! Как разводить куриный помет подробно рассказываю вот https://youtu.be/McaGO4DJ3oM

Евгений комментирует...

Виктор, у вас золотые руки - такую клубнику вырастили. У меня плохо получается, но благодаря таким огородникам, как вы, надеюсь и у меня все получится.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Конечно, получится и у вас! Не все так сложно!