google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Почему скручиваются лодочкой листья помидоров?

четверг, 9 июля 2015 г.

Почему скручиваются лодочкой листья помидоров?

С этой проблемой сталкиваются многие огородники, выращивающие помидоры в открытом грунте. Поэтому я и решил привести здесь наш диалог по этому вопросу с моим другом Марией. 

При такой сильной скрутке листьев куст вряд ли даст приемлемый урожай
При такой сильной скрутке листьев куст вряд ли даст приемлемый урожай

Мария

скрутка листьев помидоровДобрый вечер, у меня вот скручены листики на помидорках, и есть паутинки, что это такое?










Виктор

скрутка листьев помидоровДа... Неприятная штука. Паутинки на ваших фото не разглядел, да они и не главное. Главное то, что листья скручиваются лодочкой. Это означает, что растению довольно плохо. Особенно часто так бывает в открытом грунте из-за большого перепада дневных и ночных температур, иногда может к этому привести очень палящее солнце или проливные дожди. Не было ли у вас чего подобного? Паутинный клещик так листья не крутит. Особенно склонны к скрутке листьев некоторые, в сущности, неплохие сорта. У меня скрутка тоже частый гость, но подбором выносливых сортов, укрывкой от палящего солнца и от ночного холода, а также регулярными поливами, с последующим рыхлением почвы, мне удается скрутку листьев минимизировать.

Что же делать? 


Нижние скрученные листья можно отрезать. И постараться создать помидорам максимально щадящие условия. От жгучего солнышка притенять, если ночью холодно, то прикрывать на ночь. Поливать умеренно, рыхлить. Обильные поливы и подкормки только навредят. Это уж точно.


Если растения не пасынкованы, то это надо сделать.


В дальнейшем останется только подождать В лучшем случае растения начнут оживать, нарастят новые листики и нальют плоды.  Время еще не потеряно. Гибнут при таких поражениях растения редко, но урожай, бывает, уменьшается. Повторюсь - паутинки в данном случае несущественны.


Мария


Спасибо за ответ, я вчера уж по инету глянула, это не клещ, листья здоровые, а вот про температуру вы правы, у нас ночами плюс 10-15, а днём 22. Иногда резко теплеет, почти 40. Вот и я подумала, что это из за холодных ночей. Поливаю хорошо, но рыхлю не сразу, значит, буду делать, как вы рекомендуете, ботву снизу всю убрала, сейчас подкормку сделала. У нас земля тут не очень, мы купили дом, а ни кто за землёй не ухаживал, за сборниками-то гоняюсь. В общем, я очень рада, что есть вы тот, кто подскажет и поможет советом, благодарю вас!


Виктор


Для меня подобная скрутка листьев - едва ли не главная проблема. Именно из-за этого я и по сей день (июль) применяю над помидорами тенты и укрытия. И применяю только устойчивые к перепадам погоды сорта.


Мария


Так, я все поняла. Пасынки я убрала. Буду прикрывать их на ночь и рыхлить. Чем лучше обработать? Да это только один сорт так скручиваются. Есть у меня ещё одни, они коренастые, и листья толстенькие, обсыпаны помидорами и цветением, не знаю названия, но так они мне нравятся.


Виктор


Сделанная подкорка, не помешает, но проблемы не решит. Дополнительно чем-то обрабатывать растения я бы не стал. Чего их мучить? Сами постепенно восстановятся! Большой риск только навредить! ВСЕ РАСТЕНИЯ СЕЙЧАС В СТРЕССЕ! Только щадящий уход. И должны вырасти!


Вот вы и сами заметили, что некоторые сорта более устойчивы. Это очень хорошо. Такие и старайтесь подбирать. Сортов сейчас существует немеряно - подобрать можно!


Мария


Хорошо, только подкормка полив, и укрывать буду. Да у меня в этот раз много разных сортов, и присланных вами три сорта помидоров, и перчик из ваших семян, и с Казахстана мне домашние сорта привозили, я так рада, томаты люблю. И разговариваю с ними и люблю ухаживать. Так что буду ждать урожай.


Виктор


Если вы подкормку сделали, то пока больше не надо. Это касается больных растений, а здоровые - можно и подкормить второй раз, я как раз вчера (июль) это делал.


Поговорить с томатами можно! Они это любят! И у вас на душе будет легче! 


Мария


Ооо! Это точно! Ещё раз спасибо!

8 комментариев:

Unknown комментирует...

У меня то же бывает скрученные листья. Я сперва осмотрю растения. Если насекомых нет на растении. Это значит растению жарко. И я тогда начинаю нижние листья удалять (если это во время цветения). Листья забирают на себя соки то же.

Виктор. Что могу сказать Хотите посмеяться? Как вы знаете у меня 3 грядки с огурцами. Две грядки с покупными семенами. Одна грядка "свойские" семена (я говорил мне дали семена в деревне, а у человека по середине огорода стоят ульи с пчелами) Так вот.
Был первый массовый сбор огурцов у меня.Где использовались "покупные" семена огурцы горчат! Я удивился. Где семена "свойские", эта грядка самая первая заплодоносила, так огурцы сладкие, растения от свойских семян отличаются от покупных семян. Я не ел не разу такие как "свойские". Когда я первый раз пару огурчиков попробовал с разных грядок. Не взял во внимание, что две грядки с покупными семенами огурцы горчат. Сейчас думаю Почему я "свойские" дыни и арбузы не посеял. Эх... Ладно будем сеять на следующий год. Семена есть. Поэтому большая часть урожая у меня будет от "свойских" семян. Буду запасать семена. Вот Вам эксперемент. Две грядки горчат огурцы от магазинных семян, свойские семена огурцы сладкие, раньше плодоносили, растения по виду плети сильные.
Подумайте над этим.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Вы совершенно правы в том, что скрутка листьев помидоров лодочкой происходит, когда очень жарко. Но этот процесс усугубляется еще сильнее, когда в придачу к дневной жаре ночью бывает холодно. Например, у меня запросто в середине июля может быть ночью всего плюс 5. И это после жаркого дня. Поэтому частенько даже в середине лета я днем помидоры прикрываю от солнца, а на ночь укутываю от холода. ))) Все тем же полезным нетканым полотном - спанбондом.

Я с большим уважением отношусь к своим семенам. Особенно, если это сорта народной селекции. Как правило, они замечательно приспособлены к условиям данной местности. Отбор лучших растений зачастую шел десятилетиями и даже столетиями! Вот и результат, как показали ваши "свойские" семена, получается очень неплохой, и вкус прекрасный, и срок поспевания ранний, и урожайность высокая! ))) У меня из таких народных сортов есть картошка, жгучий перец, помидоры, клубника и зелень.

КатиСати комментирует...

Доброго времени суток! Хочу поделиться и своими наблюдениями относительно скручивания листьев. Посадила в этом году две грядки помидор: индеты и деты. Замульчировала обе "отработанным" сеном после козы. Мама в этом году завела козочку. Недели 3-4 назад заметила такую беду, как скручивание листьев. Соседи по даче рассказали про перепады температур, а также про то, что растения помидор любят окучивание. Сняв мульчу, была в легком шоке...местные слепыши все изрешитили своими ходами, корни были подвешены, оголены... Я их в итоге окучила, от мульчи пришлось отказаться, норки засадила пучкам мяты, с надеждой на то, что слепыши, как и мыши не любят мяты. Все оказалось очень нужным и вовремя. Сейчас помидоры стоят мощные, как деревья, правда с небольшим опозданием по завязыванию плодов. Но, как говорится..."Опыт - сын ошибок трудных " :-)

Unknown комментирует...

Я не когда не чего не мульчирую. В мульче зараза всякая, почва не прогревается. Траву я отправляю всегда в одно место в компостную кучу.
Виктор, Вы отправляете листы помидор в компостную кучу? Просто я начитался, что мол зараза может переходить с оборванных листьев в следующий год. Грибки всякие зимуют и другие страшилки. Вообщем Ку да Вы деваете листы от помидора? Отдельно сжигаете?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

КатиСати, Я очень рад, что у вас все разрешилось благополучно. Вот видите, на огороде просто надо быть внимательным, следить за растениями, и многие проблемы разрешаются самым неординарным способом. Ведь часто бывает скрутка листьев помидоров из-за перепадов температуры, а у вас оказалось совсем другая причина. Самое главное, вы это вовремя заметили и устранили проблему! У меня никаких землеройных живностей нету, у меня только перепады температуры, но очень сильные. И я спасаюсь от холодных ночей укрытиями грядок. Иногда утром смотришь, все тенты над грядками мокрые, как после дождя, а роса просто ледяная! Очень холодные ночи у нас! Даже в июле! В результате скрутки листьев помидоров у меня пока что почти нету. Растения развиваются более-менее нормально, и плоды понемногу завязываются. Посмотрим, что покажет урожай! )))

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

tom tomas, мульчирование я применяю постоянно только для клубники. Основная цель этого - защита клубники от зимних морозов. Применяю для этого старую сосновую хвою. Ни соломы, ни сена для мульчирования у меня просто нету, так что этот вопрос по применению мульчи из травы у меня попросту, практически, отсутствует. Ну а отдельные сорняки я просто отправляю в компостный ящик, точно, как и вы.

Туда же кладу и листья помидоров после обрезок. Большого вреда от них при применении перегноя не замечал. Компост готовится года три, вношу его под перекопку под бахчевые, капусту и т.п, под помидоры не вношу. Вкупе с применяемым на огороде культурооборотом почва успевает оздоровиться и распространения заразы не наблюдается.

А вот после уборки урожая всю ботву помидоров я складываю в кучу, подсушиваю и потом сжигаю, в основном в печке. Собираю ботву в пучки и, когда топлю баньку, на угольках в печке все отлично сгорает. Иногда, когда ботву в печке жечь некогда, то с соблюдением всех мер безопасности и когда ветер в поле относит дым, чтобы не мешать соседям, сжигаю ботву помидоров на костре. Но это редко.

Золу из печки применяю как дополнительное удобрение.

Unknown комментирует...

Хотел добавить. Листья крутятся из-за старости. Я обычно удаляю тогда их. Вообще Вы правы причин "скручивания" листьев много. Это надо смотреть по обстоятельствам.
Ну вот. Сегодня попробовал красный помидор. Нет не с моего участка. С теплицы, угостили. Так вот сахара нет в помидорах. Помидор не сладкий. Кусаешь и непонимаешь что ты ешь. Вообщем не понимаю почему люди хвалят теплицы.
Сколько раз я прихожу к выводу растению надо солнце, суровые условия. Только тогда растение сможет нагнать сахар.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

У меня до спелых помидоров еще далеко. Вкус моих помидоров выращенных в открытом грунте мне очень нравится. Кто-то выбирает теплицу. Что ж, это кому как нравится. Не зря говорят, на вкус и цвет - товарищей нет! )))