google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Что делать, если замерзли помидоры. Советы огородников.

понедельник, 9 февраля 2015 г.

Что делать, если замерзли помидоры. Советы огородников.

Опытом делится Роман.


Только что высаженная рассада помидор
Только что высаженная рассада помидор
В прошлом году у меня 10 ИЮНЯ померзла рассада из 98 кустов. Остался ОДИН.

Вчера было, а через сутки - все коричневое, мертвое.

В итоге остались пеньки (2-3 см у земли). То есть стволы ПОЛНОСТЬЮ ВЫСОХЛИ и умерли. 

Я знал, что некоторые оклемаются, потому, что всегда верил в помидоры. В отличие от людей, которые покупают рассаду на рынке (чуть листики подвяли и уже всё - плохая рассада, а мозги включить и понять, что весь апрель (пока снег был) или большую часть мая, эта рассада росла в теплице и соответственно акклиматизации просто не могла пройти, ведь она росла в земле (в теплице). Не понимают простых вещей. После высаживания рассада прекрасно приживается. 

Более того, помидор как сорняк (смотрите сами: точки роста нет - во-первых, очень удобно, а, во-вторых, кто-то этим пользуется: давая возможность нарасти дополнительной массе корней. У меня был небольшой опыт (в самом начале - "первый блин"), несмотря на отдачу, произошел избыток с рассадой. Самой разнообразной. И посадили в спешке довольно плотно. Многие вытянулись. Но поливал я их нормально. В итоге можете себе представить, что было уже через 6-7 недель? Это были реальные тропики, все загустело, заросло, когда вы выкапывал рассаду длинною 1,5-2 метра (и длиннее; потому, что сорта были мне интересны) я думал, ну как же я их посажу.

Поскольку они росли во влаге и плелись ПО земле - у них куча мест была, где образовались корни. Забавно было закапывать 1,2 м стебля в землю и оставлять 30 см над землей. А пасынки (с тепличных томатов) мы вообще выращивали, просто втыкая в землю и через 2-3 недели это уже огромная рассада. Ему только в воде нельзя отказывать, ну и притенить можно, если уже температура под 30С.

Ах, да. Пеньки.


Забросил я их. Поливать еще полил 2-3 раза, а потом забросил. В траве были. Где-то, возможно, можно было больше спасти.

Около 35-40% кустов выжило. Выросло и дало урожай.

Удивлялся, что жена еще там несколько ящиков помидор в разные дни собирала. Думал, что и есть-то особо нечего будет. Они у меня так и остались "плестись" сами по себе. 

Если сорта хорошие. Если жалко труд. Если новую рассаду жалко покупать или ехать далеко (да бывает и такое, соседи вокруг живут, выбирается в город редко, рассаду не растят).


Если просто хочется увидеть, что они и правда вырастают.

То надо укрыть укрывным (ну хотя бы на время заморозков). Я имею ввиду: вы опоздали, помидоры подмерзли (всякое бывает) – приехали, все равно накрыли. Потом, когда потеплеет: поливать, мульчировать ОБЯЗАТЕЛЬНО. И попрут из корней новые "ростки" - как миленькие.

Мы вот вроде опоздали с посадкой. А морозы, пришли вовремя! Чего не было лет 15. Очень было жалко (когда померзли), но дел было море и как-то до помидор руки не дошли.

Никогда такого холода не было.

Ну, вяли листики, ну макушки, ну еще чего. Но чтобы за сутки вымерзло: 100% помидор, 60% огурцов, 50% перцев, чтобы листья у МАЛИНЫ померзли - это финиш какой-то. А по прогнозу было всего +2+4С (ну да, это перебор, но под укрывным в два слоя в принципе даже рассада огурцов выживала, хотя и не вся). Явно фантастика у метеорологов, как всегда. 

Виктор


Заморозки  - это большая проблема для многих огородников. У меня тоже был подобный не менее драматичный случай.


Однажды 26 мая сильного заморозка синоптики не обещали. Вечером, почувствовав, что надвигается холод, я укрыл только что высаженные помидоры укрывным полотном, сверху полиэтиленовой пленкой, и третьим слоем матерчатой палаткой. Обычно этого всегда с избытком хватало для защиты помидоров. И пошел спокойно спать. Каков был для меня стресс, когда я утром вышел посмотреть, что и как, и увидел на термометре минус 9!



Поврежденный морозом помидор (оставался один стебель) успешно восстанавливается
Заморозок минус 9!
Когда потеплело, и я приоткрыл грядки, то убедился, что чуда не произошло. Погибли все 52 высаженных кустика помидоров. Точно как и у вас, Роман, замерзли под корень! 

Досадно, что в ту ночь я сам находился на даче. Нет, чтобы мне часика в два встать, посмотреть… Мог бы спасти! Быстро нагрел бы воды, поставил бы под укрытие в ведрах, или еще сделал бы что-нибудь… Но спал, как убитый… Даже кошмары не снились! Кошмар пришел утром! )))


Хорошо рассады у меня были излишки, и я восстановил посадки, оставлять поврежденные кусты не потребовалось.


А восстановить кустики можно. Однажды, в июне в мое отсутствие ветром сорвало защиту с отдельно стоящего кустика помидоров. Как назло, ночью пришел заморозок, и кустик сильно повредило. Обидно, ведь на нем уже были хорошие завязи. Несчастный кустик я оставил, потом обрезал его, поливал, ухаживал, а осенью снова прикрыл. 



Поврежденный морозом помидор (оставался один стебель) успешно восстанавливается
Поврежденный морозом помидор (оставался один стебель) успешно восстанавливается
И благодарный помидор ожил, завязал много плодов и порадовал неплохим урожаем!

Так что в подобных случаях отчаиваться не надо, если нет другого выхода, то выбрасывать поврежденную морозом рассаду не торопитесь! Вполне можно попробовать ее выходить!

3 комментария:

Unknown комментирует...

Спасибо! Вы меня сильно утешили. Может и правда всё обойдётся. У меня замёрзло всё под укрывным материалом, а минусовую температуру не обещали.

Галина комментирует...

что делать если на замерзлых кустах пошли пасынки и сразу с цветами?удалять жалко т.к. все кусты замерзли.как сделать куст чтобы не остаться без урожая?

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Оставьте наиболее сильные пасынки и пусть растут. Штуки по три должно хватить.