google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Сад-огород, вопросы и ответы, май, 2014

суббота, 31 мая 2014 г.

Сад-огород, вопросы и ответы, май, 2014

Антон (Барнаул)

Виктор, доброго времени суток. У вас в этом году малина не замерзла? Что-то вокруг у кого не спрошу, везде говорят, даже листья не распускаются. А что с земляникой, она еще не цветет? Может, сделайте статью с фотками, как Вкусный Огород пережил зиму :) Спасибо.

Виктор

Да, так и есть. Малина заметно подмерзла. Хотя я сильно уменьшил свой малинник – постепенно делаю мою любовь - клубнику монокультурой на моей даче! Огород-то маленький, всего 4 сотки. Вот и приходится, от чего-то отказываться. Клубника растет неплохо, а с малиной постоянные проблемы. Но и те несколько оставленных мною кустиков малины тоже опять неважно перезимовали. Буду их сильно обрезать, чтобы хоть поздно, но все-таки получить хоть немного ягоды-малины. Есть такой метод - http://vkusniogorod.blogspot.ru/2013/07/plodonosheniye-maliny-kak-prodlit-do.html
Как не крути – не климат ей на моем участке, уж очень трудно она растет в нашей Штабке!

А вот клубника благодаря хвое перезимовала отлично – не погиб ни один кустик. Из-за жутких холодов до цветения клубники еще далеко! Только появляются наружу первые цветоносы, а поскольку, сами знаете, сейчас постоянные заморозки (по крайней мере, у нас на Штабке!), то приходится укрывать все грядки клубники укрывным полотном каждую ночку! Но ничего – тепло не за горами! Лето все равно свое возьмет! А статью сделаю, как будет время, проблема в том, что на даче очень плохой интернет, и сделать что-либо, пока я там, как на привязи, очень сложно! А фото кое-какие поставил в Одноклассниках и Моем Мире. Можете пока посмотреть там. Удачи вам! А малину обрезайте – хоть что-то соберете!

Анна

Подскажите пожалуйста, что значит удалять коронный цветок?

Виктор

Удаляя первый (коронный) цветок рассады сладкого перца в развилке стебля, считается, что мы помогаем растению сформировать как можно больший урожай. Я этого не делаю, потому что перцы и так вырастают неплохие. Пробовал как-то давно удалять первый цветок, но реальной прибавки к урожаю так и не заметил. Последние несколько лет коронный цветок не удаляю и не пасынкую перцы вообще за ненадобностью.

Виктор, добрый день! Скажите, применяете ли вы укрытие пленку либо укр. материалом при выращивании в условиях Сибири, и насколько это ускоряет созревание плодов клубники, и как защищаете урожай от дроздов и мышей и тд. Спасибо!



Виктор

Укрывной материал я применяю для выращивания ранней клубники. Подробно про раннюю клубнику здесь - http://vkusniogorod.blogspot.ru/2013/11/rannyaya-klubnika.html

Мышей у меня на участке, практически, нету. Простая профилактика - http://vkusniogorod.blogspot.ru/2013/09/zashchita-o-myshey.html
не дает им вольготно существовать.

Из птиц меня беспокоят только скворцы, но я научился их отпугивать старыми елочными игрушками. - http://vkusniogorod.blogspot.ru/2012/11/kak-zashchitit-urozhay-ot-ptits.html
Все просто! 

Наталья


Спасибо Виктор, ещё не успела убежать с работы, ответ получила очень быстро. А свежий помет, как можно собрать, куры, они ведь бегают по двору?!
С уважением.

Виктор

Вот чего не знаю – того не знаю! Никогда с курицами дела не имел! Я беру куриный помет с птицефабрики на полигоне по его переработке. Его там всякого – немеряно! Каждый день вывозят десятками тонн! Для жидких подкормок беру свежий, для осеннего внесения под перекопку – полуперепревший.

Наталья Геннадьевна


Здравствуйте Виктор, с большим уважением к ВАМ, сегодня очень случайно попала на Ваш "Вкусный огород" (столько много интересного и полезного, на 1,5 часа зависла прямо на работе), эта энциклопедия мне очень необходима. ВАШ блог, теперь у меня на компе в первой закладке. Я конечно теперь буду ВАШЕЙ тайной поклонницей. Я до глубины души городской человек, но так сложилось переехала в ДЕРЕВНЮ (Калининградская область)... Для меня сейчас самый главный вопрос, на который буду ждать ответа с нетерпением. Виктор, подскажите пожалуйста подробнее по поводу КУРИНОГО помета, на любую емкость 1/3 часть помета (сухого который всю зиму пролежал в курятнике???) остальное воды, настаивать не менее 1 суток, затем 1 литр этого раствора на 9-10 литров воды и поливать МОЖНО в парнике?! Я правильно поняла, а то ведь я по неопытности пожгу всю рассаду.


Виктор


Очень непростой вопрос. Дело в том, что очень важно, в каком состоянии находится имеющийся сухой помет, в каких условиях и сколько времени он хранился, и насколько уже перепрел. 


Я сухой помет не пробовал разводить, но если бы потребовалось, то сделал бы так. В первый раз попробовал бы разные концентрации, и уже потом определился с лучшим вариантом.


Сколько времени его настаивать, тоже можно пробовать по-разному, но, думаю, не менее нескольких часов.


Пробовал применять бы на небольших участках и после сравнивал эффект воздействия на растения.


Эффект проявится очень быстро. После первой подкормки, примерно через месяц все станет ясно. Где растения будут сильнее, тот вариант и берите за основу.


А иначе никак. Только если определять состав используемого помета в спец. лаборатории и пользоваться их рекомендациями. Но, думаю, это было бы слишком сложно.


Приведенный вами рецепт разведения куриного помета вполне приемлемый. Повторюсь, что сам я сухой помет не развожу - пользуюсь свежим. Но указанная вами концентрация готового раствора никакого вреда нанести не должна. Напомню - подкармливать после полива! ))) В парнике тоже использовать его можно.


Зоя


Виктор, здравствуйте. У меня в этом году после пикировки рассада худенькая и некоторая  маленькая. Чем можно подкормить? Чтоб она поправилась  и начала толстеть. Ну правда и погода не радует. У меня нет верхней лампы.

У меня есть прошлогодний гумат купленный в магазине, но есть и зола древесная, есть куриный помет и прошлогодний перемерзший в тазу коровяк. Но может быть купить подкормку для рассады. Ну вот не знаю. Вообще-то я никогда не подкармливала рассаду. А в этом году как то она не радует.

Виктор

Я тоже никогда рассаду не подкармливаю, поэтому совет на эту тему давать не рискну. Я бы подкармливать не стал (если грунт у вас конечно нормальный). Думаю, причина - недостаток солнышка. Будет погода - рассада наверстает! Посоветую не злоупотреблять поливами и обязательно аккуратно рыхлить почву в емкостях для рассады. Ростки ваши еще возьмутся!

Зоя

Виктор здравствуйте. Рассада начала выправляться моя. Но появилась мошка черная. Толи с комнатных цветов, толи из земли. Я кипятком землю не проливала. Только марганцовкой. Что делать? Может быть подскажете. И еще, мне кажется, у некоторых помидорок листья начали скручиваться немного.  Может быть чем нибудь побрызгать типа фитоспорина.

Виктор

Небольшая скрутка листьев растениям неопасна. Выправятся! А вот мошка... У меня-то ее никогда не было. Средств от нее много, но не торопитесь применять, как бы слабые растения не повредить. Лучше тоже подождите недельку. Обычно растения могут защитить себя сами. Но повторю, вот что реально опасно - не злоупотреблять поливами и обязательно аккуратно рыхлить почву в емкостях для рассады.

Зоя

Да я вообще-то не злоупотребляю поливами. Меня еще мама учила поливать каждый день по 1 ст. ложке каждую помидорку Я так и делаю. Порыхлила уже 2 раза. Эти мошки я так поняла от комнатных цветов. Я убрала все цветы.

Зоя

Виктор здравствуйте. Помогите, пожалуйста, если можете. У меня на помидорах стали нижние листья сверху желтеют, а снизу сиреневые. Это что такое? Что-то не хватает  им или болезнь какая-то. Я с этим встречаюсь впервые.

Виктор

Помидоры используют много фосфора для роста. Особенно в начале вегетации (рассадный период). При 20 процентах роста, они потребляют 50 процентов фосфора необходимого для завершения жизненного цикла (воспроизводство семян) .

При температуре ниже 10 градусов фосфор помидорами не усваивается. Появление сиреневой окраски свидетельствует о недостатке фосфора. У меня так бывает, когда на лоджии слишком холодно. Обеспечьте растениям тепло, и через несколько дней листики позеленеют. Маловероятно, что в вашем рассадном грунте такой большой дефицит фосфора, скорее всего фосфор не усваивается просто из-за холода.

Спасибо большое Вам, Виктор за практические рекомендации. Узнала очень много полезной информации о выращивании клубники. Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать куриный помет, который был разведен 4 года назад, для клубники, у которой есть уже завязь? Не потерял ли этот куриный помет своих полезных качеств??? Заранее спасибо.

Виктор

4 года хранения - срок немалый! Поэтому проверьте раствор внимательно, на цвет, консистенцию, и, простите, на запах! Если все нормально, то можно применять, а если хоть что-то вас насторожит, то лучше не рисковать, а вылейте куда-нибудь в компост, там он переработается.

Здравствуйте, скажите пожалуйста, а кушать можно только молодые листья шпината? Т.е., когда пошла стрела, листья можно еще употреблять или нет?"


Виктор


Да можно, конечно! Но вкус уже у них похуже. Стрелки можно обломать, и тем самым использование листьев шпината можно продлить. Просто, когда шпинат отходит, полно уже другой зелени - более вкусной! Но и шпинат тоже есть можно.)))


Виктор, подскажите пожалуйста. крестоцветная блошка повреждает только маленькие всходы? Если у меня зелень редиски уже 2-3 см нужно ли мне опасаться за нее? Сажу огород первый раз, соседка напугала, что всю редиску съедают, она не вырастает. По вашей рекомендации посыпаю табаком, но, увы, не живу на даче, а идут дожди время от времени. боюсь, что приеду, а редиски уже нет...


Виктор


Ох уж эта зловредная блошка! Редкая гадость! Особенно в теплую погоду. Опасность повреждений более-менее отпадает, когда на вашей редиске появятся хотя бы два настоящих листика (сначала раскрываются два семядольных - их то и очень любит блошка, нежнее они что ли?). А когда настоящие листики развернутся, то считайте редиска ваша даст урожай! ))) Химии я не применяю, только табачная пыль! И не переживайте - не все так страшно! )))"


Большое спасибо!!! Виктор, я рада, что нашла ваш блог - в этом году сама выращиваю впервые овощи и всё по вашим "рецептам": вы очень понятно и интересно всё рассказываете!))


Виктор


Елена! О чем вы? Какие там мои рецепты? Я такой же дилетант, как и вы! Только с небольшим опытом! Поэтому нам так легко понимать друг друга! А наука, увы, сильно оторвалась от наших интересов. И даже "продалась" кое-кому! Поэтому и приходится руководствоваться простым здравым смыслом! И этого, как правило, уже хватает, чтобы получить неплохой урожай! Я буду рад, если вам смог чем-то помочь! Если знаю - всегда отвечу! Удачи!


Светлана


Виктор, добрый день!!! Хочу проконсультироваться у вас насчет дозировки куриным пометом. 0,5 литровую баночку жидкого на 10 литров воды -это уже рабочий раствор ? Или потом на каждое ведро чистой воды добавлять по 1 литру этого раствора?


Виктор


Это уже рабочий раствор. Сразу после разведения куриного помета и применять (грядки должны быть предварительно политы), настаивать не нужно, будут потери азота. Во всяком случае для весенней подкормки применять сразу, а во второй половине лета, если азот не очень нужен, то можно дать и настояться. Расход раствора по-разному. Для чеснока, лука,  морковки 1 в на 5 кв м, для клубники 3 в на 5 кв м (или 1 в на 6-8 кустиков), для помидоров 2-3 в на 5 кв м. Привожу расход для 5 кв м, потому что у меня все грядочки такие. Пересчитать на необходимую площадь легко. Все это примерно, конечно. Эксперименты продолжаю годами!  И вы пробуйте разные варианты!


Елена


Виктор, подскажите, пожалуйста, что случилось с рассадой, если в возрасте 8-9 листочков, нижние листья начали желтеть и сохнуть (дотронься - отпадают), стоят на подоконнике с восточной стороны, солнце до обеда, поливала через день, когда земля была сухой?

Виктор

Засыхание нижних листьев у помидоров – довольно распространенное явление. Это верный признак того, что растение испытывает определенный дискомфорт. Причин может быть множество. Например, недостаток питания из-за несбалансированного рассадного грунта, заболевание корневой системы из-за пере- или недолива, плохого дренажа, недостаточно большой емкости, перегрева корней и т.д.

В результате надземной части однозначно не хватает питания, потому что она больше, чем может питать корень.

Ваша рассада уже достаточно большая, поэтому экспериментировать с подкормками я бы не стал. Хотя можно побрызгать по листу биостимуляторами роста ( Эпин, Эмистим, янтарная кислота, гумат натрия,...) + Микосан + любые растворимые удобрения комплексные + азотные. Но не злоупотребляте! Разок - и хватит. Старайтесь рассаду не переливать, обеспечьте доступ воздуха к корешкам путем осторожного рыхления грунта. Следите, чтобы растениям не было жарко, и не допускайте переохлаждений. В общем, создайте им щадящий режим. Этого будет вполне достаточно. Так ваша рассада и дотянет до высадки, и чем раньше вы помидорки высадите на постоянное место, тем лучше они адаптируются. После высадки и первого полива несколько дней не поливайте посадки. Корни подрастут и перейдут на питание из естественной почвы и компенсируют дисбаланс питательных веществ для растений. Помидоры оживут, быстро пойдут в рост и при хорошей агротехнике еще порадуют вас хорошим урожаем!

Анна 


Подскажите, пожалуйста, какова примерная температура воздуха у Вас на балконе, когда Вы туда переносите рассаду? Спасибо.


Виктор


Могу сказать только примерно. Колебания температуры на лоджии сильно зависят от погоды. Итак, ночью 7-10, днем 15-20. Когда рассада окрепнет оставляю на лоджии даже когда там ночами около 5. Если температура ниже пяти, рассаду заношу в квартиру или прикрываю (пока маленькая).


Ольга Д


Добрый день!
Виктор, подскажите, был ли у Вас опыт борьбы с долгоносиком, если да, то не могли бы поделиться опытом.

Виктор

Долгоносика, к счастью, у меня на участке нет вовсе. Поэтому реально практического опыта по борьбе с ним у меня не накопилось, к сожалению. Про долгоносика можете почитать здесь. Последний раз видел долгоносика в небольшом количестве лет 10 назад. Специально с ним не боролся. В ту пору я как раз занимался активным оздоровлением участка в целом (культурооборот, привлечение энтомофагов и все такое прочее), и многие вредители в результате пропали сами собой, и долгоносик в том числе. Про оздоровление участка пишу здесь.

Скажите пожалуйста, Виктор, при выращивании корнесобственных саженцев яблонь нужно ли обрабатывать кончик укореняемой веточки?


Виктор

Некоторые садоводы при прикапывании веточек делают на них надрезы и т.п. Я ничего такого не применяю, просто прикапываю отводки - и все! Даю возможность растению самому разобраться с укоренением своих веточек. Да и приживаемость без надрезов и так неплохая, так что можно сказать, что с веточками я ничего не делаю.

Виктор, как всегда, Ваша информация - тема для размышлений, тоже попробую часть гряд клубники на будущий год оставить с прошлогодней листвой. В этом году я уже на клубнике-землянике навела порядок. Я её, как и Вы, мульчирую сосновой хвоёй. Виктор, прочитав предыдущий комментарий, у меня вопрос: А Вы после плодоношения срезаете листву на клубнике?


Виктор

Стараюсь этого не делать в массовом порядке, потому что как ни крути, а удаление всех листьев для клубники сильный стресс, и при нашем коротком сибирском лете восстановиться ей непросто! Иногда срезаю, в случаях сильного поражения клубники клещем, или пятнистостями, но очень редко.

Любовь

Виктор, здравствуйте!
Вы молодец! Занялись таким прекрасным делом! Мы с мужем очень любим свой садовый небольшой участок, и всё свободное время проводим летом на нём.
У меня вопрос. Я всегда срезала старые листья с клубники, это делала и моя мама. Очень удивилась, что можно оставить, это экономит силы. Но обязательно мульчировать хвоёй? Когда это лучше сделать, ранней весной или поздней осенью?

Виктор

Все зависит от конкретно ваших местных условий, климата, почвы и т.п. Я мульчирую клубнику хвоей осенью, иначе из-за суровых зим клубника в нашей местности вымерзает. А как у вас с погодой я не знаю, поэтому простой совет - пробуйте разные варианты на небольших участочках клубники и сравнивайте, где результат лучше - так и делайте в дальнейшем! Я постоянно экспериментирую подобным образом! Если зимой у вас сильных морозов нет, то можно мульчировать и весной, если нет хвои - многие пробуют листовой опад, солому и т. п. Так что - пробуйте! Хорошего вам урожая! ))) Еще важно, когда старые листья не убираются, то не следует перекармливать клубнику азотом после сбора урожая, чтобы не провоцировать на листьях развитие всяких пятнистостей! Дело в том, что при оставлении старых листьев риск этих заболеваний повышается, но зато сколько сил и времени экономится! )))

Вчера высадила помидоры в теплицу. Землю перемешала с куриным и кроличьем навозом, а сегодня все помидоры как обоженные. Что с ними случилось и как их выходить? Подскажите. Спасибо.


Виктор

Очень трудно в подобных случаях давать советы, не видя поврежденных растений и не зная конкретных условий выращивания. Однако попробую. Крайне маловероятно то, что повреждения помидоров связаны с передозировкой куриного или кроличьего помета. Дело в том, что слишком уж мало времени прошло с момента высадки до появления негативных признаков. И вряд ли вы внесли так много навоза, что рассада отравилась так быстро. Более вероятно - растения пострадали от трудностей адаптации после высадки. Мне неизвестны условия в вашей теплице, но повредить только что высаженной рассаде могут как и заморозки (переохлаждения), так и перегрев (ожог) от прямых солнечных лучей (это более вероятно). Неадаптированные помидоры могут очень легко «свариться» в жаркой солнечной теплице. В этом случае следует обеспечить рассаде нормальный температурный режим, ограничить поливы, притенить посадки, почву держать в порыхленном состоянии и подождать пока корешки не заработают в полную силу, и растения не пойдут в рост. После этого хорошей агротехникой - подкормки, поливы и др. уход можно не только наверстать упущенное, но и получить хороший урожай! Если же все-таки каким-то образом растения отравились пометом, то боюсь что поправить уже ничего нельзя. В крайнем случае, можно попробовать сделать все перечисленное выше, но положительный результат гарантировать сложно! В любом случае отчаиваться рано! Проанализируйте ситуацию и поступайте соответственно вашим выводам. Надеюсь, ваша рассада выздоровеет и все нормализуется! Удачи вам!
Можете еще почитать про восстановление рассады здесь - http://vkusniogorod.blogspot.ru/2013/05/rassada-pomidorov-podmerzla_18.html

Антон

Виктор, как думаете, если посадить 5 грядок - на первой и последней кукуруза, а 2-4 - арбузы, и все это с севера на юг, не сильно критично, что солнце будет арбузы освещать в полдень, а утром и вечером кукуруза затенит арбузы? Грядки 80 см, проход тоже 80см. Еще по кукурузе спрошу, вы когда садите по 3 штучки в лунку, потом оставляете 1 или все 3 так и растут кустиком?

Виктор

Я выращиваю арбузы в лунках, и бывало, прямо между лунками высаживал кукурузу. Небольшое затенение арбузам ничуть не помешало. Кукуруза тоже выросла хорошая. Думаю, затенение в вашем случае тоже не повредит. Вообще арбузы, огурцы и кукуруза отлично сочетаются между собой. При посеве кукурузы я действительно кладу в лунку по 2-3 зернышка, но всегда оставляю только одно самое сильное растение, остальные безжалостно срезаю ножницами (хотя, даже самому жалко!). ))) При вашей схеме посадки арбузов следует уделить внимание следующему – арбузы сильно разрастаются, постарайтесь не допустить загущения вашей бахчи! ))) И если лето будет жаркое, то арбузы вас не подведут! )))

Елена

Виктор, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в таком вопросе: я высадила в открытый грунт рассаду ранней капусты "Июньская", т.к. в стаканчиках ей уж тесновато было в пять листочков, а температура у нас была 16-18, ночью 2-4 плюса (Минск), а вот со вторника на среду опустилась -1-2 - и на некоторых капустинках побелели по 2-3 листочка, а сегодня они совсем вялые; скажите, мне эти замёрзшие листочки удалить или с этих капусточек уже ничего не выйдет?

Виктор

Елена, вообще-то капуста довольно морозостойка. Ваши сеянцы капусты после высадки, видимо, просто еще не окрепли, и их немного задело морозом. Думаю, отчаиваться рано, капуста вполне может восстановиться и дать урожай. Конечно, если есть чем ее заменить более качественным, т.е. высадить новую рассаду, то тогда другое дело. Как бы поступил я?  Листики поврежденные трогать не стоит, пусть так и будут, пока что. Растение само решит, когда их сбросить. Капусту нужно притенить от солнышка. Почва должна быть порыхленной, полезно замульчировать, часто поливать пока не нужно, избыток влаги будет только во вред, поливать первое время только если совсем почва сухая. Само-собой следует не допустить дальнейших повреждений заморозками! ))) Через несколько дней рассада должна взяться и пойти в рост. Тут уж ей потребуется внимания побольше, дней через 7-10 подкормите, и обеспечьте тщательный уход, поливы, рыхления и т.п. И урожай будет. Надеюсь! )))

Можно ли использовать для посева семена из свежезамороженных и хранившихся в морозилке ягод клубники?


Отвечает садовод Ольга.

В этом году посадила семена со свежемороженных ягод виктории для эксперимента, у подруги понравился вкус, и как сохранились в морозилке, названия не знаю, взошли отлично, распикировала, растут, скоро высаживать в гряды! Магазинные семена ни разу не смогла вырастить!

Отлично такие семена клубники всходят. Ягоду размораживают, она дает сок, в этом соке держат ягоду пару дней до набухания семян на ней, потом ягоду рвут на части и эти части укладывают на грунт семенами вверх, не присыпают землей, поливают обильно из распылителя, плошку затягивают пленкой. Как появятся всходы, пленку убирают. Растет медленнно. Я свою в начале марта садила. Думаю, к середине-концу лета будут уже хорошие кусты, которые дадут урожай в следующем году. Это ведь  " чистый " посадочный материал, минус 18 - 24 убивает микробы и прочую заразу!

lara

Очень полезно было прочитать вашу статью о выращивании малины. Я ее люблю, но у большинства кустов моей малины ягоды имеют засушенный небольшой ободок около плодоножки. Что это за болезнь и как от нее избавиться? Не подскажите ли, пожалуйста?

Виктор

Очень сложно не глядя дать совет и определить причину болезни. Однако попробую. Если кусты более менее здоровые, листья не поражены, то очевидно малина испытывает определенный дискомфорт в процессе вегетации, и у нее не хватает сил на завязывание нормального количества ягод. Первым делом я бы уделил максимум внимания агротехнике - защита от холодов зимой, поливы, подкормки и т.п. Очень часто после активного ухода растения сами находят в себе силы перебороть недомогания и начинают нормально плодоносить. Во всяком случае, так было у меня. ))) Если найдете возможность прислать мне фото, можно разобраться более досконально.

Здравствуйте, Виктор! В прошлый сезон у плодов было странное заболевание, по мере появления плодов и их роста появлялось черное пятно и губило плод, причем было это почти на всех кустах, приходилось срывать еще зелеными. В интернете информации никакой не нашел, может Вы знаете в чем причина?

Виктор

Трудно дать совет не видя плодов. Пришлите фото, посмотрим, спросим у моих друзей опытных огородников, если сами не разберемся. Например, это может быть вершинная гниль плодов помидоров.

Спасибо, смотрели фото, да действительно похоже на вершинную гниль!

Виктор

Ну вот, считайте полдела сделано! ))) Способов борьбы с вершинной гнилью плодов помидоров много. Но самый простой и лучший - хорошая агротехника, и болезнь отступит сама собой. У меня такой гнили нету, поэтому и подсказывать ничего не буду. Легко сами подберете подходящий для вас способ устранения этого неприятного заболевания.

Нина

Виктор, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу мульчи из клещевины. Ведь это ядовитое растение. Спасибо.

Виктор

Ядовитый в клещевине только белок рицин. Не думаю, что он может отравить почву. Хотя сам мульчей из клещевины не пользуюсь за ненадобностью. Отправляю листья в компост. Проблем нету.

Василий

Виктор, доброго дня. Имею старые запасы сладкого концентрированого сока. Как можно его использовать с пользой для дела в саду или на огороде ?

Виктор

О-о-о-о-о... Вариантов бессчетно! Для себя - для морса, для кваса, для домашнего вина, для качественной бражки (если делать правильно - то чрезвычайно полезная вещь), конечно, в меру. Для приманок в ловушки для муравьев и др. вредителей, для привлечения полезных насекомых опылителей. Примерно так...

2 комментария:

Антон (Барнаул) комментирует...

Вопрос про удобрение птичим пометом. Я делаю из травы настой, дак вот потом все мухи с огорода собираются на мне :) А как с вашим удобрением птичим, когда разводите, мух много? Просто от травы придется отказаться из-за особенности приготовления

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Свежий куриный помет хранится укрытым. При использовании проблем нету - приготовил раствор и сразу израсходовал. Мухи и запахи не докучают.